Одна из наиболее обсуждаемых нынче проблем в европейском футболе — перегруженность календаря. Международные организации, взяв на вооружение нехитрую формулу "больше матчей — больше денег", довели ситуацию до состояния забастовки. Футболисты, перестав справляться с нагрузками, требуют пересмотра условий труда.
Что стало последней каплей?
Структура европейского футбола выглядит так: национальные чемпионаты и кубки, еврокубковые соревнования, а также турниры сборных. Вторая составляющая нынешней осенью задышала по-новому. В частности, изменился формат главного еврокубка — Лиги чемпионов. Вместо группового раунда из шести туров появился общий этап протяженностью восемь матчей. В ранее свободном январе отныне два игровых слота.
Такая стратегия стала ответом на попытки создания так называемой Суперлиги — турнира с участием избранного круга грандов. Новая Лига чемпионов — хорошая возможность заработать для всех. Чисто коммерческая история — и со стороны организаторов, и с точки зрения участников. А вот еще одна инициатива выглядит не столь однозначно, и именно она вызывает наибольшие споры и генерирует возмущение.
Речь идет о чемпионате мира среди клубов. В последние годы это был скоротечный турнир, который разыгрывался в декабре или в феврале при участии победителей клубных соревнований каждой из шести конфедераций, а также представителя принимающей страны. Лучшая команда Европы (победитель Лиги чемпионов) обычно плюсовала в свое расписание два дополнительных матча. Особой коммерческой ценности чемпионат не имел. По сути, он зарабатывал лишь с помощью финала, где, как правило, встречались европейский и южноамериканский представители.
Международная федерация футбола (ФИФА) решила изменить положение вещей. Следующим летом запланирован масштабный турнир при участии 32 клубов. Он пройдет в США, а Европа делегирует на форум 12 команд. Участники уже определены: английские "Челси" и "Манчестер Сити", испанские "Реал" и "Атлетико", немецкие "Бавария" и "Боруссия", итальянские "Интер" и "Ювентус", португальские "Порту" и "Бенфика", французский "Пари Сен-Жермен", а также австрийский "Зальцбург".
Из перечисленных клубов только "Челси" и "Порту" не участвуют в нынешней Лиге чемпионов. Остальным же при заданном режиме предстоит играть фактически круглый год — без отпуска. В строку уместно заглянуть и в лето-2026. Там будет греметь чемпионат мира среди сборных, в формат которого также заложено расширение — с 32 до 48 участников.
В чем суть жалобы на ФИФА
На днях в Еврокомиссию поступила жалоба на ФИФА. Ее авторами выступили ведущие европейские лиги, ассоциация профессиональных футболистов и профсоюзные организации. Юридическим языком претензия такова: Международная федерация футбола принимает ключевые решения без участия основных действующих лиц — игроков и клубов. В этом, по мнению истца, и состоит злоупотребление властью.
Прецедент был создан ранее, когда та самая Суперлига боролась за существование с Союзом европейских футбольных ассоциаций (УЕФА). Оппонент считал, что обладает монополией на организацию турниров в Европе, однако суды различных инстанций не поддержали такую точку зрения. Суперлигу запустить все равно не удалось, но юридически такая возможность нынче имеется.
Принуждение к диалогу — основной посыл истцов. Но сам диалог, похоже, не предполагает, что у ФИФА получится отстоять турнир. Основной посыл чиновников — увеличение прибыли для клубов. Но, в отличие от той же Лиги чемпионов, суммы призовых и источники доходов прописаны неявно, а спонсоры и вещатели вступают в проект неохотно.
Есть и еще одна коллизия. Контракты футболистов часто привязаны к окончанию сезона, а финальной точкой по умолчанию считается решающий матч Лиги чемпионов либо последняя игра национальных турниров. Клубный же чемпионат мира должен пройти с 15 июня по 13 июля, то есть многие игроки уже не будут принадлежать тем клубам, за которые выступали в гладком сезоне, а то и вовсе окажутся связаны контрактами с иными командами.
Действительно ли забастовка реальна?
Такой исход точно нельзя исключать. Призывы к забастовке звучат не от маргиналов, а от ведущих футболистов Европы, которые заинтересованы в том, чтобы оставить за собой право на отдых. В первых рядах инициативы чемпион Европы в составе сборной Испании полузащитник "Манчестер Сити" Родри.
Тяжелейшую травму колена в октябре получил еще один чемпион Европы — защитник мадридского "Реала" Даниэль Карвахаль. Он — еще одна витрина возможной забастовки. Как и защитник сборной Франции и "Барселоны" Жюль Кунде. Клуб из Каталонии в одной из точек нынешнего сезона из-за травм не мог рассчитывать сразу на десятерых футболистов. Увеличение количества матчей и уменьшение времени на отдых игроков явно не улучшат положение.