Покорить Европу
Новую машину в КБ МАЗа разрабатывали два года. Серьезные изменения внесены не потому, что второму поколению МАЗовских автобусов уже 14 лет, – многие опции, которые требуют клиенты, очень сложно закладывать в предыдущее поколение: нерентабельно, так как требует больших доработок.
«Переработали практически все системы. Во-первых, каркас полностью изменен, он прочнее, из коррозионностойкой стали. Это требование большинства клиентов Евросоюза. Во-вторых, облицовка не предполагает использования стали, здесь только алюминий и композитные материалы. В-третьих, увеличено остекление, что выигрышно сказалось на дизайне и визуальном восприятии машины. В-четвертых, наружные панели разделены на отдельные съемные части, чтобы не менять облицовку всего автобуса и не проводить сварочные работы: любой элемент облицовки можно заменить по отдельности. Ремонтопригодность увеличивается, стоимость ремонта – снижается», – рассказал начальник отдела компоновки автобусов, ведущий разработчик «МАЗ-303» Иван Войтешонок.
Чтобы уверенно выйти на рынки стран Евросоюза, новейшая разработка МАЗа комплектуется двигателем, соответствующим экологическим нормам Евро-6. Мощность турбодизельного двигателя от Mercedes-Benz –
«Но будут и иные модели – менее экологичные, с упрощенным салоном – это не конвейерная сборка, все будет зависеть от пожелании заказчика», – добавил Иван Войтешонок.
Больше места и тишины
Также полностью переработан салон – конструкторы максимально освободили центральную часть для низкого пола. Теперь на ней размещается от 11 до 16 мест. Во втором поколении было 4-6, максимум 10 мест. В представленной комплектации (для стран ЕС) – 11 мест, при этом остается большая накопительная площадки и широкие проходы.
Передняя часть – с полуторными местами для пассажиров с детьми. Высота подножки –
По словам Войтешонка, все города стремятся сделать свой общественный транспорт привлекательным, чтобы люди увидев красивый автобус, прокатились на нем, и ощутив комфорт, пользовались и дальше автобусом, а не личным транспортом. Это улучшает экологию.
«Отделка – из новых материалов, напоминающих легковой автомобиль. Пассажиры могут оценить и новые поручни, которые вынесены в центральный проход, чтобы было удобнее стоящим пассажирам. В центре дизайнеры придумали довольно удобный «диван», как мы его называем. Это подушечки на накопительной площадке, – теперь можно не опираться спиной на холодный поручень, а ехать с комфортной опорой для спины из ткани», – добавил Иван Войтешонок.
По его словам комфорта поездке в городском транспорте нового поколения добавят новая система кондиционирования (двойная крыша и подача воздуха в проходы) и переработанная конструкция подвески.
«Увеличили колесную базу – чем длиннее колесная база, тем комфортнее автобус, – и увеличили ходы подвесок. Тормозная система – пневматическая», – рассказал создатель МАЗ-303.
Изменения оценили не по субъективным характеристикам, а с помощью приборов - на испытаниях зафиксировав показатели по приборам. Теперь автобус идет гораздо плавнее, тише и вибрации меньше.
USB-розетки, кондиционер и камеры
Одно из самых важных для будущих пассажиров МАЗ-303 новшеств – USB-розетки для зарядки смартфонов и планшетов на всех рядах для сидений.
За комфортный климат в салоне отвечают пять отопителей и кондиционер. К тому же машина оборудована камерами, обеспечивающими водителю 100-процентный обзор – как внутри салона, так и вне его.
Дизайн автобуса также обновлен – в отделке используются светлые тона, для пола и потолка выбрана текстура «под дерево». Подсветка может быть как «холодной» (утром), так и «теплой» (вечером). Причем свет исходит даже из боковин и подоконников.
В передней части МАЗ-303 инженеры попытались придать внешнее сходство с зубром, сделав «горбинку» на крыше.
Цена – выше чем второе поколение
По словам Ивана Войтешонка пока заказы на изготовление новой модели МАЗ не принимает – машина проходит испытания.
По его словам увидеть новый автобус на городских линиях можно будет через год: «Требуйте у Минсктранса и белорусских перевозчиков!» – сказал Иван Войтешонок.
На МАЗе работают над линейкой машин третьего поколения – в изготовлении автобус с двигателем Евро-5 для рынка Беларуси и России, машина с электрическим приводом – электробус. Также в планах завода сочлененная 9,5-метровая модель.