Вы слышали фразу: «Что хорошо для Дженерал моторс, хорошо для Америки»? Она была правдой многие десятилетия. Компания казалась символом Америки, никто не поверил бы, что General Motors обанкротится. Но это случилось в 2009 году. Myfin.by предлагает вспомнить как это было и поискать ответы о причинах этого масштабного краха.
История GM
General Motors Corporation появилась на рубеже 19-20 веков слиянием нескольких фирм-производителей авто. Вначале, с 1892 года, был Olds Motor Vehicle Company, потом на рынок вышли Cadillac Automobile Company и Buick Motor Company, в 1903 году эти фирмы и стали General Motors, еще через 6 лет к ним добавилась Oakland, ставшая Pontiac. В 1918 году список пополнился Chevrolet.
Итак – вот главные имена, определявшие компанию на почти на 100 лет вперед: Кадиллак, Бьюик, Понтиак, Шевроле, Олдсмобиль. Потом были еще поглощения мелких, менее известных производителей. Хотя это был еще не тот гигант, в 1917-19 годах 9/10 производимого Дженерал Моторс шло на нужды армии.

С 20-х до середины 50-х Дженерал Моторс достигла пика. В 1925 приобрели британского автопроизводителя Vauxhall Motors, в 1931 немецкий Opel. Что еще важнее – GM занимала внутренний рынок США, в 1921 году у Компании было 12% от объема всех продаж, а в 1941 году – 44%. Определяющим для Компании был внутренний американский рынок.
GM делала машины для американцев – мощные, большие, просторные. Это было основой популярности и станет причиной конца.
В 50-е автомобили GM приобрели свой классический вид: все модели предлагались в т.ч. с автоматической коробкой, распространились мощные (и прожорливые) 8-цилиндровые двигатели, электрика стала 12-вольтовой, стали нормой усилители руля и тормозов, кондиционеры и ремни безопасности.
Первые проблемы и борьба
Послевоенный мир быстро менялся. Восстанавливалась Западная Европа, уже в середине 50-х в США стали массово покупать европейские авто. В 1956 году автопром США, его крупнейшие игроки, продали на 15% меньше авто, чем раньше. А в 1957 году в Америку стали ввозить больше автомобилей, чем продавали на экспорт. Однако General Motors удерживала больше 40% внутреннего рынка США.
Дженерал Моторос отвечала на финансовые трудности адекватно и достаточно быстро. Компания стала заниматься другими производствами, электроникой, бытовой техникой, финансовыми операциями. Благодаря этому доходность от вложений в акции GM в середине 60-х поднялась с 16,5% до 25,8% (в 2 раза больше средней доходности для автопрома).

Следующий удар нанесли в самое «сердце» Дженерал Моторс, а именно, по ее мощным моторам. Нефтяной кризис 1974 года резко поднял цены на топливо. В Америке принимали экологические законы, это коснулось загрязнения воздуха автомобилями и больно ударило по производителям мощных авто.
В семидесятых-восьмидесятых GM теряла свою долю рынка, но тратила значительные средства на модернизацию. Обновлялся модельный ряд, но сохранялась преемственность. Компания делала то, что от нее ожидали – большие американские машины. В девяностых купили шведский Saab – уважаемую, качественную, но слишком дорогую марку. Была попытка создать компанию для производства малолитражек Saturn Corporation, но этот рынок оказался плотно занят европейцами и японцами.
Борьба на финише
С начала девяностых падение ускорилось, но еще не было катастрофическим. Зарубежным конкурентам мешало падение курса доллара. GM вел активные реорганизации, избавлялся от лишних сотрудников и подразделений, более чем в 5 раз сократили центральный офис, закрыли 24 предприятия, уволили 65 000 работников. И это имело эффект, в 1993 году компания показала прибыль – небольшую, менее 2%. Но в следующие годы рентабельность GM росла.
Однако этого было мало, в 1995 году Дженерал Моторс занимала только 31% внутреннего рынка США, а к 1999 – меньше 30%. Падение пытались компенсировать выходом на европейский и азиатский рынки – купили доли в Fiat, Subaru и Daewoo. Эффект был, но общего падения не компенсировал.
На рубеже веков General Motors отказалась от разработки электромобилей, упустила растущий спрос на легкие грузовики, чем воспользовались другие производители. Зато был выпущен дорогой и прожорливый Hummer.
General Motors не сумела наладить отношения с зарубежными автопроизводителями. Приобретенные бренды оказались большей частью убыточными. Сделка с Фиат сорвалась, вместо того чтобы полностью выкупить этого производителя, пришлось продать уже купленные 20% акций.
И еще немного о личностях
Последний глава GM Рик Вагонер добивался помощи от правительства США, много сделал для спасения Компании, но до последнего был против банкротства, потому что не верил, что клиенты станут покупать авто у фирмы-банкрота.

Инвестор Кирк Керкориан купил в 2005 году 10% акций GM, стал крупнейшим частным инвестором и пытался влиять на глобальную стратегию фирмы. Он предлагал вступить в альянс с Nissan и Renault, отказаться от убыточных направлений. Керкориан продержался в Компании меньше года, затем вышел из нее обвинив других руководителей в непрофессионализме.
Барак Обама обещал помочь Дженерал Моторс. Оздоровление компании пришлось на годы его первого президентства и стало одним из пунктов его предвыборной программы на второй срок, как пример успешного экономического проекта.
Джей Аликс – антикризисный управляющий, один из авторов плана спасения GM и разделения компании на две новые. Его рассказ о событиях во многом не совпадает с официальным. Он сочувственно относится к Рику Вагонеру и не считает план спасения заслугой администрации Обамы.
Если вы будете дальше разбираться в истории краха и возрождения GM, запомните эти имена.
Банкротство
Банкротство Дженерал Моторс было решением мирового масштаба. Чтобы рассказ вышел ясней и проще, начнем с середины.
Процедура банкротства GM инициирована 1 июня 2009 года. Это совпало с мировым финансовым кризисом, но причиной краха стал все-таки не кризис, а накопленные за многие годы проблемы.
В банкротстве и спасении GM активно участвовало правительство Соединенных Штатов.
Главные условия банкротства были такими:
- правительство Соединенных Штатов давало GM 30 млрд. долл. и получало взамен 60% акций компании;
- еще 12% получало правительство Канады;
- профсоюзу работников автомобильной промышленности досталось 17,5%;
- еще 10,5% поделили кредиторы General Motors.
Таковы внешние условия, но суть реорганизации была не в этом.
GM разделили на две компании: NewCo – Новая компания и OldCo – Старая компания. В первой оказались прибыльные производства Chevrolet и Cadillac. Во вторую объединили другие бренды, которые особой прибыли не обещали или оказались прямо убыточными. Прибыльный бизнес предполагалось развивать, а от прочих избавляться.
Возрождение
Все произошло примерно так, как планировалось.
Правительства США и Канады через год продали свои акции. На основе GM появилась новая компания, с новыми акционерами.
Несмотря на сопротивление и колебания, были все-таки проданы Opel, Vauxhall, Saab и другие нерентабельные бренды. Хотя Опель остался перспективным производителем малолитражек.
В США, несмотря на шум и сопротивление, закрыли нерентабельные заводы General Motors.
При спасении Компании, до, во время и уже после банкротства уволили десятки тысяч сотрудников. Зато работа оставшихся предприятий шла, выплаты сотрудникам не прерывались.

Усилия по развитию Новой компании сосредоточились на двух прибыльных брендах: Chevrolet и Cadillac.
В 2011 году чистая прибыль концерна достигла 7,6 млрд. долл. Однако все понимают, что это уже не лидер рынка и сама компания на это не претендует.
В чем же были причины падения General Motors?
Можно утверждать, что банкротство General Motors не было ни мошенничеством, ни злоупотреблением. Никто не был ни обвинен, ни осужден. Причины краха выглядят объективными и неизбежными.
1. Машины GM стали слишком дороги.
General Motors с начала двухтысячных активно стимулировала продажи, делала скидки, предлагала беспроцентную рассрочку. Однако это компенсировалось ростом цены машин. Они стали заметно дороже, чем у конкурентов.
2. General Motors игнорировал новые тенденции.
Вначале Компания не стала развивать малолитражки, потом отказалась от электромобилей. Первое лишила Компанию реальных продаж, второе – перспектив.
3. Компания продала финансовое подразделение.
GMAC, финансовое крыло GM, давала больше основных производств. Но в 2006 году 51% акций GMAC продали инвестиционному фонду, и потом не смогли найти собственный источник финансирования.
4. GM не пошло на кооперацию с другими мировыми производителями.
Это было частью предложений упомянутого выше Джерри Йорка. Однако Nissan и Renault объеднили усилия и выжили.
5. Неудачная операция с Fiat.
GM все равно не смогла завоевать европейский рынок и продала акции Фиат обратно всего за 2 млрд. долл.
6. General Motors не стала производить легкие грузовики, но продолжила делать большие джипы.
В результате рынок легких грузовиков заняли конкуренты. А джипы Hummer оказались «динозаврами» не способными конкурировать с более популярными моделями.
Но все это лишь финансовая сторона дела. GM производила интересные авто, имела своего покупателя. Однако хорошие машины (телефоны и пр.) не гарантируют экономический успех. Тот же Hummer не спутаешь с какой-то другой машиной, но в мире не нашлось достаточно покупателей на него.