Санкционное давление на Беларусь сильно повлияло на ситуацию на границе со странами ЕС. Вместо ранее действующих 26 пунктов пропуска сейчас работает всего пять: по два на границе с Польшей и Литвой, и один – Латвией. Водителям и пассажирам автомобилей и большегрузов приходится стоять в очередях днями и даже неделями. Узнали у Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, ждать ли в ближайшее время решения этой проблемы.
Почему очереди?
Как отметил заместитель председателя ГТК Эдуард Данилович, ситуация на западных рубежах остается сложной.
– Это в первую очередь связано с санкционным давлением Запада. Это была их инициатива закрыть пункты пропуска, в том числе в этом году еще два на литовском направлении. Пять остается. Также действует запрет на пересечение границы нашими перевозчиками и их движение по территории западных стран. Все это сказывается на грузопотоках, которые следуют через Беларусь.
По сравнению с прошлым годом грузопоток уменьшился еще на 30%.
– Стоит задача и перед таможенными органами помогать субъектам хозяйствования выходить из этой ситуации. Работа продолжается и с каждым годом она эффективнее. Белорусский бизнес почти полностью перестроился на работу со станами Азии, странами восточной дуги.
Эдуард Данилович не назвал точную цифру поступлений таможенных платежей в бюджет, но отметил, что, несмотря на снижение грузопотоков, рост платежей за 8 месяцев составил 18%.
– Несмотря на имеющиеся санкции и их продолжение, мы помогаем нашему бизнесу успешно их преодолеть.
Начальник главного управления организации таможенного контроля ГТК Виктор Зубик, отметил, что иностранные таможенные службы, по сути, саботируют свою работу.
– Если бы они даже в этих оставшихся пяти пунктах пропуска работали, как положено, было бы все намного проще. Они сейчас работают вполовину – 50% от норм, о которых мы ранее договаривались. В Каменном Логе – 20%. Отсюда многокилометровые, многодневные очереди.
За сколько времени происходит растаможка?
По словам Виктора Зубика, белорусская таможня сокращает сроки проведения таможенных процедур.
– Мы делаем все, чтобы работать быстрее. Как говорит бизнес: «время – деньги». 70% деклараций на товары юрлица на таможне оформляют за период менее одного часа. Если говорить про экспорт, то у нас более 90% товаров оформляется в течение пяти минут. Этого достаточно, чтобы оформить товар на экспорт. Мы успеваем.
По словам представителя ГТК, очереди – это мучения и конфликты.
– Происходят и махинации. Все хотят быстрее куда-то вклиниться, куда-то влезть. Мы развиваем и строим зоны ожидания. Это поможет облегчить участь перевозчиков и граждан.
Перецепка и перегрузка
Начальник управления также заметил, что после введения санкций Беларусь не ответила зеркально, а разрешила процедуру перецепки и перегрузки.
– Нашим перевозчикам запретили ездить на Запад, мы же в ответ, понимая, что мы транзитная страна, что наш транспортный комплекс должен работать, разработали механизм, который позволяет перецепить и перегрузить европейский товар и далее везти его белорусскими и российскими перевозчиками. Да, это время, это дополнительные действия, но наши машины ездят.
Либерализация наказания
Спикер также перечислил основные нарушения со стороны бизнеса.
– Это в основном неправильно указанный код товара, от которого зависит ставка, неправильно указанная страна происхождения, если есть какие-то преференции, несоблюдение условий для льготы, условий пользования процедуры, например, покидание зоны растаможки.
Он посоветовал декларантам при сомнении о коде товара обратиться в таможенный орган с административной процедурой по определению кода ВЭД. Экспортер или импортер получает код на два года.
- Это полностью исключает какие-то штрафные последствия.
Как заметил Эдуард Данилович, Беларусь четыре года назад либерализировала законодательство в отношении ответственности за нарушения как физическими, так и юрлицами.
– Если раньше по ряду статей была конфискация товара, то в настоящее время она применяется только за самые тяжелые нарушения таможенного законодательства – сокрытие декларируемого товара в тайниках. В остальных случаях мы установили вилку – до 30% стоимости предмета административного правонарушения, до 50% – за нарушение транспортного законодательства.
При этом он подчеркнул, что штрафы накладывает суд, который учитывает как отягчающие, так и смягчающие обстоятельства.
– Мы анализируем статистику привлечения. Она не превышает трети максимального штрафа.
Что касается посттаможенного контроля, то, как отметил спикер, уже несколько лет применяется практика предупреждения.
– В рамках постконтроля находим нарушения либо в неправильном коде, либо стоимости, которые влекут доначисления. Мы начинаем административный процесс, но не наказываем субъект хозяйствования, а информируем, чтобы они в добровольной форме доначислили разницу. При добровольном погашении задолженности административная ответственность не наступает.
Беспошлинные лимиты
Отвечая на вопрос об изменении беспошлинных лимитов для физлиц, Виктор Зубик отметил: «Напомню, что в 2023 году произошло снижение такого лимита и в настоящее время он составляет 500 евро и 25 кг. Для дальнейшего снижения мы работу пока не ведем. Лимит останется пока на прежнем уровне».