
- «Работаю, чтобы иметь нормальный доход и выгуливать платья»
- «Живу в одной квартире с мужем, с которым развелись много лет назад»
- «Пока не было серьезных проблем со здоровьем, пенсии и зарплаты хватало»
- «Мы так благополучно не жили, даже когда работали»
- «Вдвоем с мужем было гораздо легче»
- «Сын – моя лучшая инвестиция»
- «Если бы не помощь родственницы, пришлось бы идти в дом престарелых»
- «Запросто можем съездить на спектакль или выставку в Минск туда-обратно»
- «Была няней в Америке, на нормальную пенсию в Беларуси не заработала»
Некоторые ждут пенсию и надеются: вот тогда точно отдохнем. А другие страшатся надвигающейся старости, безденежья, отсутствия работы и одиночества. Решили разобраться и расспросили «действующих» пенсионеров, как им живется на пенсии.
«Работаю, чтобы иметь нормальный доход и выгуливать платья»
Лана (58 лет)

На пенсии я относительно недавно. Муж гораздо дольше. Пока позволяет здоровье и есть силы и желание – решила работать. Это существенная прибавка к пенсии (больше самой пенсии) плюс возможность ежедневно выгуливать платья и туфли.
Основной семейный бюджет – 3000 рублей: 1800 – 2 наши пенсии, 1200 – моя зарплата. У супруга еще небольшой дополнительный доход. Нам вполне хватает, ведь уже есть все необходимое для жизни, здоровье пока не подводит, а дети взрослые и самостоятельные. Перед пенсией закончила курсы, которые, надеюсь, пригодятся для заработка, когда решу уйти с работы.
У нас есть правило: обязательно откладывать 10% от всех видов дохода. И это отличное решение. Позволяет без напряга иметь деньги на внезапные траты или хотелки.
Откладываем деньги для путешествий по родной стране и не только. Раньше ездили по Европе. В постковидное время – это чаще Россия и постсоветские страны. Старшую внучку стараемся брать с собой в поездки и показывать города стран-соседок и нашей страны. Стремимся каждый год на неделю выезжать на отдых в какой-то санаторий Беларуси.
Пожилая мама живет в своей квартире одна. Занимается вышивкой, освоила интернет и смартфон. Пенсии ей хватает, даже откладывает. А мы стараемся радовать ее: приезжаем в гости, берем в поездки на природу или на дачу к нашей дочке и внукам.
Материально никто никому не помогает. Хотя летом дочь нас полностью обеспечивает овощами и фруктами со своей дачи. Мы с удовольствием встречаемся и проводим время все вместе.
Конечно, денег хотелось бы больше. Но и так вполне хватает на интересную и насыщенную жизнь.
«Живу в одной квартире с мужем, с которым развелись много лет назад»
Ирина (66 лет)
Я живу в одной квартире с мужем, с которым развелись много лет назад. Так и жили многие годы в нашей небольшое двушке: он в одной комнате, я с двумя нашими сыновьями – в другой. Такая жизнь и раньше не была простой. Он никак не помогал мне с детьми, кроме выплаты алиментов. Зарабатывала я только на то, чтобы прожить с детьми.
Сейчас совсем сложно – с возрастом негативные стороны характера только усугубляются. Он часто пытается устроить скандал, обвиняет меня, что я взяла его вещи и спрятала или что-то съела из его холодильника. Да и в бытовом плане невесело: сложно пользоваться одной ванной, когда другой человек после себя ее даже не моет.
Живу я на пенсию (700 рублей с небольшим) плюс варю мыло и продаю как самозанятая. Это добавляет в среднем 100-200 рублей ежемесячно к моему доходу. Очень рада, что здоровье пока терпимое, не требуется постоянной покупки лекарств. Все деньги расходуются «в ноль» на коммуналку, еду, проезд, какие-то покупки внукам, свои маленькие радости: походы в театр, на выставки.
С детьми хорошие отношения, но не суперблизкие. Материально они не помогают, я и не прошу, мне хватает своих доходов.
Один сын живет с семьей в Германии. Мы уже года 4 не виделись. Второй в Минске, очень много работает, видимся в основном на семейные праздники или когда нужна его помощь что-то починить-прикрутить.
«Пока не было серьезных проблем со здоровьем, пенсии и зарплаты хватало»
Светлана (70 лет)
Я до сих пор работаю учителем на небольшое количество часов, зарабатываю около 400 рублей. Несмотря на определенные сложности профессии, я очень люблю эту работу. С детьми мне легко, и они чувствуют хорошее отношение и тянутся ко мне. Работа с молодежью очень наполняет: напитываешься энергией, вынужден держать себя в тонусе, изучать современные технологии.
Пять лет назад умер муж. Вдвоем было намного веселее и морально, и материально. У нас было 2 пенсии и 2 зарплаты. Сейчас пенсия у меня 720 рублей. Пока не было серьезных проблем со здоровьем, пенсии и зарплаты мне хватало на повседневные нужды. Но за последний год перенесла серьезные операции, был долгий восстановительный период. Теперь львиная доля денег уходит на лекарства, которые нужны на постоянной основе.
А я не из тех, кому достаточно только того, чтобы были деньги «на поесть». Люблю частенько купить что-то новое из одежды, сходить с дочкой или приятельницами куда-нибудь на кофе-пирожное, в театры, на выставки, съездить на море.
Четыре года назад я переехала из райцентра поближе к дочкам, в Витебск. Сейчас здесь живет только младшая, старшая с мужем уехали работать за границу – они айтишники.
Сложилось так, что младшая дочь помогает мне делами, не представляю, как бы я справилась с болезнью без такой помощи, а старшая – материально.
Без их поддержки было бы очень тяжело жить более-менее привычной жизнью.
«Мы так благополучно не жили, даже когда работали»
Марина и Александр (65 и 66 лет)

Мы с мужем оба работали в милиции: он в уголовном розыске, я с несовершеннолетними. Наши две пенсии в сумме больше 3000 рублей. Это очень неплохие деньги для жизни двоих людей, у которых уже есть квартира, дача, машина, нормально устроены дети. Еще сдаем полученную в наследство квартиру в Минске – это плюс 320 долларов в бюджет. Муж дополнительно работает охранником, зарабатывает около 1500 рублей. Средств нам хватает на все наши расходы и на поездки 2-3 раза в год по 10 дней в санатории, к родственникам в Москву и Ригу.
Мы так благополучно не жили, даже когда работали. Тогда много всего нужно было: купить квартиру-дачу-машину, сделать ремонт, одевать-кормить-учить детей. Проводили время в метаниях между делами. На пенсии начали получать кайф от неспешного ритма жизни.
Дочь и сын самостоятельны, имеют свои семьи и детей, но мы пытаемся им «подкинуть» деньжат, особенно карманных денег внукам. Несмотря на то что им всего 8, 6 и 5 лет – они четко знают, когда у нас пенсия и можно попросить побольше).
Мне на пенсии не скучно. Я всегда увлекалась разнообразным рукоделием: шила, вязала, делала декупаж. Сейчас появилось гораздо больше свободного времени, и мои интересы расширились: собираю огромные пазлы, алмазную мозаику, рисую картины по номерам, пару раз в месяц хожу на всякие мастер-классы. И очень много времени провожу с младшими внуками, благо дети специально купили квартиры в нашем районе.
«Вдвоем с мужем было гораздо легче»
Евгения (69 лет)
Живу в небольшом поселке Брестской области. Уже лет 10, как окончательно ушла на пенсию. Она у меня, как бывшей медсестры, сама обычная – в районе 700 рублей. Пару лет назад умер муж. Сразу стало тяжелее. Не считая одиночества, во-первых, его хорошая военная пенсия была большей частью бюджета, во-вторых, наш двухэтажный дом постройки 80-х постоянно требует ремонта и ухода, и мне одной с этим сложно справляться.
Слава богу, что сейчас и материально, и «руками» помогает старший сын, который живет в Бресте. У него свой хороший бизнес. Помощь весьма ощутима: каждый месяц он дает мне еще одну мою пенсию.
После оплаты коммуналки, телефона, интернета и покупки лекарств от моей пенсии остается немного, хватило бы только на очень скромную жизнь. Плюс сын оплачивает крупные покупки: недавно «умер» газовый котел, и он купил мне новый. Еще каждый год зимой и летом отправляет меня на отдых в хороший санаторий. Сын предлагал продать дом и купить квартиру в Бресте, поближе к нему. Но к этому я не готова, хочу дожить жизнь в доме, который строили с мужем, где растили детей. Младший сын живет в моем же поселке, сильно выпивает, видимся мы с ним реже, чем со старшим, в основном когда ему нужны деньги. У меня 5 внуков, встречаюсь с ними не часто, они выросли и заняты своими делами.
Чтобы не сидеть днями одна дома, пошла в социальную группу. Там подобралась хорошая компания. Мы вместе несколько раз в неделю занимаемся скандинавской ходьбой. С сентября еще пошла на английский язык для разнообразия, но интерес быстро угас, и уже бросила. Активно общаюсь в соцсетях с одноклассниками, одногруппниками и коллегами по работе.
«Сын – моя лучшая инвестиция»
Екатерина (65 лет)
Я воспитывала сына (с его 10 лет) одна на свою небольшую учительскую зарплату. И мой сын – это моя лучшая инвестиция. Когда он учился на первом курсе института, поехал в Америку по студенческой линии. Неожиданно для всех он принял решение там остаться. Начинал нелегальным неквалифицированным работником, постепенно легализовался и начал свой бизнес сначала по торговле подержанными машинами, потом по ремонту домов. Сегодня он весьма состоятельный человек.
Я могу не задумываться о размере своей пенсии (она 750 рублей). Он полностью обеспечивает меня материально: купил новую квартиру, чтобы даже не ремонтировать мой «бабушатник», машину. Несколько месяцев в году я живу в его доме на Атлантическом океане, общаюсь с внуками. Даже не представляла, что в таком возрасте буду жить жизнью своей мечты.
«Если бы не помощь родственницы, пришлось бы идти в дом престарелых»
Надежда (93 года)
Всю жизнь проработала медсестрой в поликлинике. Пенсия у меня очень неплохая, да еще из-за моего возраста она больше. Так как есть инвалидность, позволяющая пользоваться льготами, то на оплату коммуналки и лекарств уходит гораздо меньше денег, чем могло бы. Из-за проблем с желудком и аллергии ем фактически только каши, сало, сыр, хлеб, местные овощи и фрукты, изредка кролика – поэтому на питание денег уходит совсем немного. Детей у меня нет, с мужем были разведены очень давно, да он уже и умер.
Еще года 3 назад я активно ходила с приятельницами в Дом ветеранов, на всякие мероприятия, все лето жила на даче. Сейчас здоровье не позволяет выходить из дома, и компания фактически пропала – осталась пара подруг, которые уже тоже никуда особо не выходят. Главное развлечение – телевизор. Кроме него, в последний год только разговоры по телефону. В моем возрасте важно не раскисать и заставлять себя каждый день что-то делать.
Уже лет 15 мне помогает близкая родственница, которой я завещала свою небольшую двушку в центре Минска. Если бы не она, пришлось бы уже идти жить в дом престарелых. Ей отдаю и свою пенсию для покупки всего необходимого. Говорит, что немного денег даже остается.
«Запросто можем съездить на спектакль или выставку в Минск туда-обратно»
Любовь (71 год)
Живем с мужем в Борисове на наши 2 пенсии. У меня обычная – чуть больше 700 рублей, у мужа – бывшего военного – она, конечно, больше. Плюс нам материально помогает сын, который уже 20 лет живет и работает в Германии. Мы его об этом никогда не просили, он знает, что нам пока хватает на повседневную жизнь, но все равно регулярно присылает деньги (по 200 евро) и передает посылки через знакомых. Два раза в год мы гостим у него в Гамбурге по месяцу.
Дочь живет в Борисове. Я с удовольствием помогаю ей при необходимости присмотреть за 6-летней внучкой. Гуляем с ней, печем вместе торты и печенье.
Мы с подружками – активные пенсионерки. Несколько раз в неделю встречаемся в разных кофейнях, гуляем, запросто можем съездить электричкой на спектакль или выставку в Минск туда-обратно.

«Была няней в Америке, на нормальную пенсию в Беларуси не заработала»
Лидия (69 лет)
Я раньше работала учителем в Минске. Когда в лихие 90-е в семье стало совсем туго с деньгами, приятельница, которая работала няней в Америке у богатой русской семьи, предложила мне занять ее место, так как она решила отказаться от этой работы. Я больше 15 лет проработала там, передавая деньги мужу и детям, приезжая раз в год в отпуск.
Поэтому на нормальную пенсию в Беларуси я не наработала, она у меня около 400 рублей. У мужа – 700 с небольшим. Он еще подрабатывает сторожем. Живем мы в неплохом доме в Смолевичах, который купили на заработанные мной в Америке деньги. Нашу квартиру в Минске сдаем.
Учитывая все источники дохода, нам хватает на простую жизнь без особых изысков.
Если нужно что-то посерьезнее, например купить откатные ворота, то помогает старший сын. Дочка вышла замуж за иностранца и общается с нами редко. Но каждое лето, не считая времен ковидных ограничений в Европе, привозит внуков ненадолго погостить.
Интересы у меня простые: дом, сад-огород, дети-внуки. Изредка более активная подружка вытягивает в Минск в театр, который я очень люблю.