Снизятся ставки по кредитам
– Снижение ставки рефинансирования полностью вписывается в картину, которую мы видим с ценами, – констатирует эксперт. – Снижается инфляция – снижается ставка рефинансирования. При этом разница между уровнем инфляции и ставкой рефинансирования остается значительной, даже некоторый запас хода вниз остается, так что снижение СР обоснованно.
Кредитование является одним из главных драйверов экономического роста. В прошлом году ставки по кредитам упали примерно в два раза, и на этом фоне был отмечен большой рост потребительского кредитования. Высокая потребительская активность – всегда хороший фундамент для того, чтобы экономика продолжала расти и развиваться, поскольку при наличии высокого внутреннего спроса продавцы могут больше продавать, а производители – больше производить. С этой точки зрения рост кредитования – это хорошо.
Ставки по депозитам пойдут вниз, но оттока вкладов не будет
– Что касается депозитов, то снижение ставок, естественно, снижает инвестиционную привлекательность белорусского рубля и депозитов в национальной валюте, – обращает внимание Жанна Кулакова. – Маловероятно, что будет значительный отток из банков, потому что альтернативных низкорисковых инструментов в Беларуси особо и нет. Думаю, белорусы продолжат держать деньги в банках – по крайней мере, большинство. Важно, что при этом и по валютным вкладам тоже падают ставки. У нас не происходит такой ситуации, что рублевые депозиты становятся менее привлекательными, а валютные – более привлекательными. В ряде случаев процентная ставка по валютным вкладам сейчас не покрывает даже инфляцию доллара. Так что я не думаю, что снижение СР ухудшит структуру депозитного портфеля банков.
Недвижимость подорожает
– Еще один эффект, который можно выделить от снижения ставки рефинансирования, начал проявляться в прошлом году и, видимо, продолжит работать и в этом – это рост цен на недвижимость, – добавила финансовый консультант. – Вместе со всеми остальными типами кредитных продуктов подешевели кредиты на жилье, и еще в конце прошлого года риелторы отмечали, что на рынке «новостроя» около 70% сделок теперь осуществляется с привлечением банковского кредитования.
Нельзя сказать, что кредиты на жилье стали дешевыми. Суммы займов там крупные, и в итоге обслуживать их довольно накладно. Тем не менее, это уже не так дорого, как раньше, когда ставки были по 30-40%.
Альтернативный сценарий
– Нужно понимать, что совсем необязательно снижение ставки рефинансирования вызовет снижение ставок по кредитам и вкладам, – обратила внимание аналитик. – Может быть и другой сценарий.
Когда есть лишние деньги в системе – создаются предпосылки для снижения процентных ставок. Но к текущему моменту профицит ликвидности у банков иссяк. Более того, за последний месяц Нацбанк уже несколько раз проводил операции поддержки ликвидности. Это говорит о том, что в банковской системе профицит сменяется дефицитом.
Дефицит ликвидности сам по себе ведет к повышению процентных ставок. Не исключено, что на фоне снижения ставки рефинансирования ставки по кредитам и вкладам останутся на прежнем уровне или даже вырастут. Раз у банка нет свободных денег, значит, ему нужно привлекать побольше. А чтобы привлечь – нужно заманить вкладчика более высокой доходностью. Заманивая вкладчиков более высокой доходностью, банк потом будет и в кредит выдавать эти деньги дороже.
Если такое произойдет – ставки пойдут вверх за счет роста маржи. Происходит это следующим образом. Раньше, к примеру, кредит стоил СР+2% или СР+3%, где 2-3% – это маржа. Так вот, эта маржа может вырасти, скажем, до 4-5%. И кредит станет стоить уже СР+4% или СР+5%.
Кстати, если посмотреть ставки на межбанковском рынке, мы увидим, что в начале декабря, два месяца назад, ставка была около 9%, месяц назад, в начале января – около 10%, а сейчас около 11%. Рост уже происходит. Так что ставка рефинансирования – не единственный показатель, который может влиять на кредиты и вклады.