Onliner: в основе успеха – эксперименты

Onliner: в основе успеха – эксперименты
на открытой летучке
на открытой летучке

За три последних года трафик у Onliner.by значительно вырос. Ежедневно на ресурс заходят около 450-500 тыс. уникальных пользователей. «Ставка на уникальный контент себя оправдала», – резюмировал главный редактор Onliner.by Николай Козлович. О принципах работы, экспериментах и поисках, понимании своей миссии представители портала рассказали на открытой летучке в Press Club Belarus в Минске.

– Мы живем в эпоху серьезной медиа-турбулентности, – считает Николай Козлович. – Так что строить здесь некие планы на пятилетки, а потом расстраиваться, что не выполнили, – это неправильно, потому что тренды сменяются уже не каждые полгода, а каждый месяц. Горизонт планирования крайне сужается и обычно по этому поводу коллеги делают вывод о том, что «все плохо», «мы все умрем». А мы на Onliner рассуждаем иначе.

Мы считаем, что это время возможностей, и в основе нашей идеологии лежат эксперименты.

Не бояться экспериментировать, не бояться ошибок – это, наверное, звучит несколько банально, это пришло из какой-то стартаповской сферы, но медиа тоже могут становиться стартапом, особенно сейчас, когда они так плодятся. И внутри большого медиа могут быть маленькие медиа, которые делают сами журналисты.

И второй «банальный» момент. Если вы делаете медиа не на один день, а это продукт «на длинную дистанцию», если вам важна ваша аудитория и важно сохранить коллектив, то для этого нужна идея, или миссия. Миссия важна в первую очередь для коллектива – чтобы журналисты понимали, для чего они работают, чтобы они не выгорали.

Onliner свою миссию прекрасно понимает и видит: наша история – это история маленького человека.

Человека с его победами, поражениями, проблемами. Собственно, все наши контентные разделы описывают эту жизнь обычного белоруса, помогают ему в решении каких-то его проблем. И если удается помочь эти проблемы решить – для нас это большая победа. Для нас важны проблемы маленького человека и поиск тех героев, которые показывают, что жить можно и в Беларуси, можно в ней что-то менять, устраивать свой быт. Это некий вклад журналистики в становление гражданского общества.

Алексей Носов, редактор видеоотдела:

– Как редакция справляется с профессиональным выгоранием? Первое правило (оно еще на пороге редакции задается): сюда приходят люди, которые увлечены своим делом, они живут им, и это самое лучшее средство от профессионального выгорания. Конечно, есть много рутинной работы, которую обязательно надо делать. Но можно делать, скажем, 10 проектов из тех, что надо, и хотя бы один – для души, для себя. Так мы видео и делаем. Пусть это видео «для души» посмотрит не так много человек, но ты делаешь его для себя, видишь, что ты в чем-то вырос. Ты раскрылся душевно и успокоился. Ну и еще есть отпуск.

Николай Козлович:

– Есть традиционные способы, которые используют все, надо отправлять людей в командировки, желательно заграничные (вот, к слову, на днях наш работник полетит в Бразилию). Наша отличительная особенность – мы очень много ездим по стране. Подбираем себе таких журналистов, которые не любят заниматься кабинетным делом. Съездишь в командировку – хотя бы раза четыре в месяц – отвлечешься от рутины, от необходимости сидеть на ленте новостей. Опробовали мы еще один метод: пригласили в прошлом году коуча в редакцию и устраивали задушевные беседы для желающих – это было неформальное общение и было очень весело. Будем повторять эту практику.

Ставка на уникальный контент себя оправдала

Как рассказал главный редактор ресурса, журналистов в редакции Onliner.by 20, фотографов 4 в штате и 1 вне штата, видео занимаются 3 специалиста, корректоров – 5, соцсетями занимаются два человека, отдел спецпроектов создан не так давно – его 3 специалиста занимаются и монетизацией контента, и помогают редакции в организации тех вещей, которые журналисты организовать не в состоянии.

– Такой штат редакции у нас, наверное, уже шесть лет, – отмечает Николай Козлович. – Пять контентных разделов, и мы не увеличиваем их количество: «Люди», «Недвижимость», «Авто», «Технологии» и «Видео». Видео оформилось в полноценный раздел только год назад, до этого у нас видео занимался один человек – Алексей Носов. Здесь есть потенциал и мы будем его наращивать.

Почему мы не открываем новые отделы? Мы просто проанализировали существующий медиа-рынок. Посчитали затраты и не увидели тех ниш, куда имеет смысл инвестировать.

Мы будем инвестировать в другие направления, и тематически расширяться не планируем.

Николай Козлович:

– Немного цифр. У нас 300 публикаций в неделю. Три года назад мы приняли решение – давать больше эксклюзива. Мы сократили количество копипаста. Почему? Потому что мы проанализировали нашу аудиторию, ее запросы и поняли, что мы не являемся сайтом, который желает давать полноценную картину дня. Мы отказались от скучной официальщины, от обещаний чиновников, от материалов БЕЛТА практически отказались. Мы, естественно, стараемся освещать резонансные события. И в рамках наших контентных разделов концентрируемся на уникальном контенте. Опять же тут можно возразить, что чем меньше публикаций, тем хуже у вас будет конверсия со всяческих сервисов вроде яндекс-новостей и других. Но это не так. Мы за три года увидели, что наш трафик вырос и ставка на уникальный контент оказалась оправданной и мы будем ее придерживаться и дальше.

Показатель по уникальным пользователям – примерно 450-500 уников мы получаем в день – это касается только редакции (счетчик считает исключительно контентные разделы). Сам я к этой цифре как-то немножко равнодушно отношусь, потому что все цифры, как правило, врут. Можно сказать, что сервисами можно крутить, как ты хочешь, используя разные алгоритмы. Мне кажется, больше смысла в том, чтобы наблюдать динамику, что мы и делаем. Мы сравниваем какие-то периоды и видим, что, к примеру, к марту 2017 мы приросли на 30% по трафику. Окей, значит мы молодцы, значит, все идет правильно.

Никита Ляшкевич, редактор соцсетей, зам по коммерческим вопросам:

– Мы во многом компания многозадачная. Почему нельзя ограничивать себя только сайтом? Потому что, как сказал Николай, мы все должны развиваться и идти вперед вместе со временем. Соцсети стали для многих людей основным источником информации. Огромное количество людей дальше поста в соцсетях не переходят фактически и для них соцсети становятся основным инструментом потребления информации. От того, что вы им туда будете постить, по большому счету все и зависит.

Люди, которые занимаются только сайтами, в какой-то момент со своим драгоценным сайтом начнут терять аудиторию. Она будет просто стареть, привычки людей будут меняться, и если это предприятие и не умрет быстро, но оно остановится в своем развитии.

Соцсети в 2018 году дают невероятные возможности для построения на коленке своего собственного небольшого СМИ. В принципе не обязательно называть это СМИ, может быть – медиа. Но вы можете производить контент, дистрибьютировать его, не создавая сайты, а создав, к примеру, канал в Telegram, прощупать другие социальные каналы.

Привязка в вебе к какой-то доменной зоне подразумевает для многих людей привязку к национальному сегменту интернета. Беларусь, как вы понимаете, рынок очень емкий. Если говорить о каких-то экономических составляющих создания медиа и поддержания его, то у нас в Беларуси, например, есть два крупных сайта, которые привлекают внимание огромного количеств крупных рекламодателей. Рекламодатели выбирают между двумя рейтинговыми сайтами, потому что пересекаемость аудитории довольно большая. Ну, а соцсети дают возможность создания тематических медиа без вот этой тематической привязки.

В этой новой издательской реальности 21-го века важно помнить, что соцсети — каждый аккаунт должен быть своим небольшим медиа. Нам хочется создавать чуть более уникальный контент для каждого поста.

Соцсети монетизируются. Меняется не только читатель, меняется рекламодатель, должны меняться и медиа.

Нет ничего дурного в том, чтобы экспериментировать и применять новые форматы.

У Onliner на Twitter – 300 тыс. подписчиков, Youtube – 118 тыс., ВКонтакте – 210 тыс., ОК –14 тыс., Telegram – 32 тыс., Instagram – 32 тыс., Viber – 30 тыс.

Алексей Носов, редактор видеоотдела:

– Изначально, больше пяти лет назад, в отношении к видео был определенный скепсис и оно рассматривалось исключительно как какой-то придаток для материала журналиста: снять элементы ДТП, возмущенную бабульку, общественное обсуждение. То есть серьезного значения видео не придавали, с этим пришлось как-то жить, делая это «придаточное», и время от времени выдавать то, за что тебе самому не будет стыдно. Получались полноценные репортажи. Наверное, первые полноценные просмотры мы получили на теме секс-туризма в Беларуси и др. После этого к видео начали присматриваться как к чему-то более самостоятельному. Начался период экспериментов.

Открытость к новым идеям – это, наверное, одна из основных черт нашей команды. Мы пробовали-пробовали и решили взять еще одного человека на видео. И тут столкнулись с тем, что никто не готов делать видео «под ключ» самостоятельно. Все работали по старинке: либо я снимаю, либо монтирую, либо я журналист.

Мы долго искали такого человека, который мог бы придумать тему, подготовить съемку, снять и смонтировать. В итоге нашли и тогда у нас открылась возможность делать какие-то новые проекты, тематические видео, подумать над тем, как это можно монетизировать и как более серьезно подходить к видеоформату. И так у нас появились какие-то цикличные проекты и в то же время видеопроекты, которые отражают всю информационную политику Онлайнера - это истории людей, обыкновенных белорусов. История того маленького человека, о котором говорил Николай. И сегодня нам по-прежнему не хватает рук. У нас много проектов, новых спецпроектов, которые мы пытаемся монетизировать. При этом надо сказать, что у нас нет рекламных видео, у нас есть видео, в котором есть реклама – это большая разница. Мы позволяем видео зарабатывать деньги, но не позволяем рекламодателю вмешиваться в контент. В итоге мы пришли к тому, что сейчас у нас занимает значительную часть контента и практически каждый день выходит новое видео.

Если привести статистику, то за 2015 дней мы сделали 2243 видео (то есть чуть больше 1 видеосюжета в день выходит).

Николай Козлович считает одной из самых актуальных проблем для всех больших медиа – поиск сюжетов для аудитории «25 минус».

– У Онлайнера аудитория 25-34 лет составляет 60% а нам важно увеличивать процент людей в возрасте от 18 до 24 лет. Какой контент им нужен? Поиск ответа на этот вопрос важен для всех. В принципе мы представляем, что им нужно. Им нужно крутое шоу на Youtube, а крутое шоу – это крайне затратное мероприятие. Но вот сейчас Алексей пообещал, что мы сделаем такое крутое шоу и попробуем взять эту аудиторию. Над этими вопросами мы работаем. И ищем людей, которые могут к нам прийти и сказать: «Вот надо делать так!». И мы этих людей обнимем, дадим им место, много денег, улыбок и счастья».

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Текст: Елена ЗЕНКЕВИЧ, фото: Елена ЗЕНКЕВИЧ
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все