В пресс-завтраке приняли участие Александр Раков, начальник Управления развития инвестиционных операций Национального банка Республики Беларусь, и Евгения Дроздова, заместитель начальника отдела регулирования рынка ценных бумаг Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь. Модератором встречи выступила Ольга Полозова, старший юрист компании REVERA.
О том, что такое секьюритизация
Александр Раков сообщил, что под понятием «секьюритизация» подразумевается возможность для компании получить финансирование под уступку прав (требований). Другими словами продать свою задолженность по кредитам, займам, платежам по хозяйственным договорам.
Истоки секьюритизации зародились в США в 1930-х, а первый выпуск ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами, произошел в 1970-м году.
В Беларуси же секьюритизация начнет одномоментно действовать с 1 июля 2018. В качестве образца взят аналогичный опыт западных стран, а также России и Казахстана.
Евгения Дроздова затем пояснила, как работает эта схема.
Инициатор, например, банк выдал кредит на строительство недвижимости на 10 лет. Если ему необходимо получить сумму задолженности и проценты, подлежащие уплате здесь и сейчас, банк может обратиться в СФО. Та, в свою очередь, со скидкой приобретает права на будущие денежные поступления, выпускает и продает под них облигации, средства от продажи которых она выплачивает инициатору в счет суммы за 10 лет. В дальнейшем облигации погашаются за счет платежей по кредиту.
Кто может участвовать в секьюритизации?
Как отметила представитель Минфина, инициаторами могут выступить только коммерческие компании со сформированным уставным фондом. СФО же имеют право выступить акционерные общества с основым видом деятельности по секьюризации и достаточным капиталом.
Указ № 154 станет выгодным для инициаторов как возможность оперативно получить финансирование путем продажи «растянутой» дебиторской задолженности.
На этом могут заработать СФО за счет дисконта и инвестирования временно свободных средств и инвесторы путем приобретения облигаций, в том числе и физические лица.