- Платежная карта, пропуск и проездной
- Школьники выбирают безналичный расчет
- Бесплатные переводы и контроль за расходами
- Выдают на 3 года, теряют редко
- Карта может стать чем-то другим
- Посещаемость и финансовая грамотность: зачем Карта учащегося в регионах
- «Дети любят проявлять самостоятельность, если им давать такую возможность»
- Карта учащегося – это социальный проект
Чтобы составить объективную картину возможностей карты и того, как ею пользуются в реальности, мы пообщались как с создателями карты представителями Беларусбанка и платежной системы БЕЛКАРТ, так и с ее пользователями — мамой и сыном, которые получили карту во 2-м классе, а также с директором оршанской гимназии, где очень ждут появление карты в ближайшее время.
Больше всего о возможностях карты знают те, кто принимал участие в ее создании — эксперты Беларусбанка. Поэтому мы обратились к заместителю директора департамента розничного бизнеса ОАО «Беларусбанк» Александру Войтовичу, который ответил на ряд актуальных вопросов о Карте учащегося.
Платежная карта, пропуск и проездной
Карта учащегося — это многофункциональная карта Беларусбанка на базе платежной системы БЕЛКАРТ. Кроме стандартных функций банковской карты, она одновременно является электронным документом ученика, служит пропуском на территорию школы, ключом авторизации для работы в компьютерном, лингафонном классах, читательским билетом в школьной библиотеке и бесплатным проездным в общественном транспорте. Первая карта учащегося появилась в Минске в 2013 году в средней школе №51. А сегодня ею пользуется более 98 тыс школьников из 135 образовательных учреждений страны.
Выпуск и обслуживание карты бесплатное, независимо от того, является родитель школьника клиентом Беларусбанка или нет.
Школьники выбирают безналичный расчет
Данные показывают, что юное поколение активно использует все возможности карты.
«По сравнению с началом текущего года объем безналичных платежей увеличился более чем на 38%. Вместе с этим, школьники учатся накапливать денежные средства, о чем свидетельствует рост среднедневных остатков в полтора раза по сравнению с началом года» — рассказывает Александр Войтович.
Бесплатные переводы и контроль за расходами
Александр Войтович отмечает, что школьники очень быстро разбираются в возможностях карты. Это и совершение интернет-платежей, мобильный и интернет-банкинг,«Автооплата».
– Учитывая, что зачастую в кошельке родителя отсутствует наличка, банк предоставил возможность переводить деньги онлайн на Карту учащегося в рамках своих счетов бесплатно. Кроме этого, такую привилегию имеют и держатели карточек клуба «Шчодры».
Кроме того, банком не взимается вознаграждение за зачисление средств, переведенных с карточки другого банка на Карту учащегося. Но нужно быть внимательным, так как комиссию может взимать банк, с карты которого совершается перевод.
– Дистанционные услуги (мобильный и интернет банкинг) позволяют не только совершать безналичные платежи, но и контролировать свои расходы. В то же время родители могут установить дополнительный контроль на расходование ребенком денег. Например, установить запрет на снятие наличных средств или ограничить максимальную суточную сумму расходов.
Выдают на 3 года, теряют редко
Карту учащегося выдают на 3 года и как ни странно, но дети бережно относятся к ней.
– Для многих детей Карта учащегося — это первый банковский продукт, который позволяет им быть финансово самостоятельными и помогает расширять свои познания в области финансовой грамотности. Учитывая такое отношение детей к карточке, доля ее перевыпуска из-за поломки или утери незначительная и составляет менее 5% от общего количества.
Карта может стать чем-то другим
По словам Александра Войтовича, банк учитывает меняющиеся тренды и готов отказаться от физического носителя карточки, но нужно учитывать и основную идеологию продукта.
– Карта учащегося является, в первую очередь, электронным документом ученика, содержащим всю необходимую визуальную информацию о школьнике. Учитывая это, банком рассматриваются варианты использования карты без физического носителя, но только как платежного инструмента.
Кроме переупаковки формата карточки, банк постоянно тестирует расширение ее функций. Вполне возможно, что в скором времени карта будет давать скидки на определенные товары и услуги для школьников. Если такое начинание поддержит бизнес, банк готов обеспечить техническую реализацию проекта.
Посещаемость и финансовая грамотность: зачем Карта учащегося в регионах
Появление Карты учащегося очень ждут в белорусских регионах. Мы пообщались с директором гимназии №2 г. Орши Ларисой Синицыной, чтобы узнать, какие преимущества карта даст учебному заведению.
– Из очевидных плюсов появления такой карты — своевременная информация о посещаемости гимназистами учебных занятий. Это важно как для администрации гимназии, так и для родителей. Система пропуска дисциплинирует учеников, а родителям будет легко узнать, на занятиях их ребенок или нет.
Второй момент — это повышение финансовой грамотности среди школьников. Уже с 3-4 класса детей можно и нужно приучать к разумной трате карманных денег, учить ответственно распоряжаться финансами, следить за расходами и экономить. К тому же, дети учатся пользоваться карточками и любыми новыми технологиями гораздо быстрее, чем взрослые.
– Помимо вышеперечисленных плюсов, было бы здо́рово видеть дальнейшее развитие карты как платежного средства: получение дополнительных бонусов или скидок у партнеров карты. Например, на канцелярские принадлежности. Да и любые другие возможности карты будут востребованы.
Что касается дальнейшей цифровизации образования, то внедрять ее элементы стоит уже сегодня. Да, сейчас еще многие не готовы отказаться от бумажных дневников, школьных журналов, но со временем мы перейдем на их электронные аналоги. И в этом нам тоже сможет помочь Карта учащегося.
«Дети любят проявлять самостоятельность, если им давать такую возможность»
Широкий функционал карты и возможности — это безусловно здорово. Но понять, как карта используется в реальности можно только пообщавшись с ее непосредственными владельцами. Это мы и сделали, познакомившись с Татьяной Клишиной и ее сыном Андреем, учеником 4-го класса минской гимназии №6.
«Карточка у нас появилась в конце второго класса и мы успешно пользуемся ею два года, — уточняет мама Андрея. — Используем карту и как проездной в транспорте, и как обычную банковскую карту. В буфете гимназии Андрей сам оплачивает покупки этой карточкой».
Татьяна отмечает, что карточку очень удобно использовать вместо кошелька для карманных денег:
Также Татьяна отмечает ключевой момент Карты учащегося:
– Сразу видно, что это детская карта — на ней фото ребенка и информация о том, где он учится. В случае потери, легко будет найти владельца. А если малыш сам потеряется, то по информации на карточке ему помогут доехать до дома, вспомнить свой адрес.
Сам Андрей доволен, что у него уже есть собственная банковская карта:
По мнению Татьяны, даже среди детей уже появляется какой-то статус, престижность, если эта карточка у тебя есть. К тому же, дети любят проявлять самостоятельность, если им давать такую возможность. И Карта учащегося здесь очень хорошо отрабатывает свою роль.
Карта учащегося – это социальный проект
Важно отметить, что Карта учащегося — это в первую очередь социальный проект, который не только привносит новые технологии на белорусском рынке платежей, но и повышает финансовую грамотность среди школьников, родителей и учителей, приучает ответственно относиться к деньгам, объясняет детям простым языком, как работают банки и карточки.
О том, чем этот проект стал для Беларуси и как он будет развиваться дальше, рассказывает директор платежной системы БЕЛКАРТ Елена Нестерёнок.
– Еще в прошлом году в рамках плана Национального банка Беларуси по повышению финансовой грамотности населения, мы стартовали проект «Карта учащегося собирает друзей». В 2019 году мы продолжили работу с проектом и встретились с детьми 6-9 классов во Дворце молодежи в Минске. И, что интересно, у большинства из них уже есть эта карта, а значит наши усилия приносят свои плоды.
Кроме этого, мы объясняем детям сложные финансовые вещи в доступной форме. Далеко не каждый родитель сможет объяснить ребенку, почему банк выдает кредит именно под такой процент, как можно оплатить счета в пару кликов в смартфоне или, что такое овердрафт и прочие повседневные для нас вещи.
– Параллельно у нас действуют и другие проекты по повышению финансовой грамотности, в том числе и детей. Например, мы проводили акцию «Знатоки финансовой грамотности» в детском центре «Зубренок», где дети решали экономические задачи, отвечали на финансовые вопросы, узнавали о технологиях платежных систем.
– Взять тот же вопрос финансовой безопасности. После наших мероприятий дети уже знают, что такое КПП-код (CVV-код), как работает банковская карточка, какую персональную информацию нельзя раскрывать и прочие вопросы безопасности личных данных. Это наш вклад, которым мы гордимся и направление, которое будем и дальше активно развивать.
– В дальнейших планах продолжать совместные проекты с Беларусбанком и Национальным банком Беларуси, заниматься повышением финансовой грамотности подростков. Это одно из ключевых направлений в стратегии развития социальной ответственности компании. Также планируем вести активную работу в регионах, чтобы Картой учащегося смогло воспользоваться большинство школьников нашей страны.
*Это партнерский материал, созданный при поддержке компании БЕЛКАРТ. УНП 192131829