В Беларуси ответ на вопрос, хочешь ли ты стать хозяином бизнеса, далеко не такой однозначный. Покупка активов (акций) у государства может оказаться такой головной болью, что никакой прибыли не захочешь. Об этом свидетельствуют итоги опроса частного бизнеса, проведённого Исследовательским центром ИПМ в мае 2014г. На прямой вопрос, заинтересованы ли вы или ваше предприятие в участии в приватизации государственных предприятий», однозначное «нет» отметили 45,9% опрошенных (в 2013г. таких было 55%). 28,1% респондентов проявили бы интерес к приватизации «при условии прозрачности и честности» этого процесса (в 2013г. было 22,7). Ещё 24,4% могли бы участвовать в приватизации при гарантии прав собственности (годом раньше – 16,4%). Среди условий, при которых белорусы согласились бы купить государственные активы, значатся приемлемая цена, доступ к финансовым ресурсам, частная собственность на землю и даже государственные преференции.
Отношение белорусского частного бизнеса к приватизации убеждает в его склонности к нарушению норм и правил свободного рынка. Только 39,3% опрошенных согласились с тем, что «объекты приватизации должны продаваться любым покупателям без ограничений, как отечественным, так и иностранным на открытом прозрачном конкурсе». 37,7% респондентов считают, что ограничений не должно быть для отечественных инвесторов «при введении ограничений для иностранного капитала» и 9,8% - за такие ограничения для российского и казахского капитала.
Дополняет образ частного бизнеса Беларуси шесть процентов его представителей, которые открыто называют себя противником приватизации и считает госуправление более эффективным. Получается довольно грустная картина, когда даже среди частного бизнеса убеждённых сторонников честной, открытой приватизации только 35 – 40%. Среди обыкновенных людей и бюджетников число сторонников приватизации ещё меньше. Их годами пугают страшилками в лице жадных частных корпораций, жестоких иностранных инвесторов, которые якобы хотят скупить в стране заводы и ликвидировать их, как конкурентов. Так что отношение властей к процессу продажи госактивов опирается на заблуждения и фобии как бизнеса, так и простого электората. Это, несомненно, на руку распорядителям и потребителям чужого (политикам, чиновникам и бенефициарам бюджетных денег и госактивов).
Номенклатурная игра на понижение
Характер приватизации в Беларуси, отношение государства к инвесторам, плачевное состояние института частной собственности – всё это объясняет скепсис и отторжение белорусов от покупки госактивов. Распорядители чужого усердно старались добиться отторжения своих граждан и предпринимателей от собственности. Логика такого поведения противоречит национальным интересам, но на руку номенклатуре и «красным» директорам. Чем меньше претендентов на государственные актив, тем выше шансы приобрести их по низкой цене и на выгодных условиях.
Белорусская номенклатура вовсю играет на понижение стоимости активов. Она использует широкий арсенал инструментов. Первый – законодательные ловушки для наивных инвесторов. Прежде чем радоваться возможности купить некий актив, разумно познакомиться с условиями его приватизации. Большие начальники в государстве неоднократно говорили, что их то ли 20 то ли 25, но ни в одном документе чёткого списка нет. Даже если инвестор купил 100% акций государственного завода или фабрики, он не застрахован от поражения в правах в будущем, пусть даже и через 10 - 15 лет. Срока давности приватизационные сделки не имеют.
В немилость к государству можно попасть за несоздание рабочих мест, недоинвестирование, срыв графика по выходу на определённый уровень производства, экспорта и т.д. Более того, власти пока не отказались от опаснейшей нормы владельческого контроля государства даже в 100-процентно частных коммерческих организациях, которые были приватизированы в прошлом.
Второй инструмент – особые права в приватизации для облисполкомов и Минского горисполкома. За чиновниками этого уровня закрепили право первой ночи со 115 вполне привлекательных активов, включая ОАО «Керамин», СЗАО «Милавица», ОАО ОАО «Амкодор», Минское обувное ОАО «Луч», ЗАО «Атлант», ОАО «Пивзавод Оливария» или Гродненская обувная фабрика «Неман». Объяснить логику данного списка очень сложно. Государство не хочет лишать себя права производить хлеб, пиво, обувь, керамику, картон, воск, кожу, резиновые изделия, мебель или автозапчасти.
Не охлаждают управленческий пыл распорядителей чужого плачевные финансовые показатели так называемых «точек роста», их растущие долги и неплатежи. Желающие купить данные активы, безусловно, есть, в том числе, в Беларуси. Пока отсутствует политическая воля, «красные директора» и их начальники из министерств и концернов установили полный контроль над входящими и исходящими потоками сырья, оборудования, комплектующих, товаров и услуг. Многие годы они зарабатывают на потоках, ожидая политической ситуации, когда можно будет заработать и на активах.
Третий инструмент – правовой беспредел, когда в стране всё чаще звучат приказы «именем революции» или «действуйте, как в советские времена вне зависимости от прав собственности». Вот намедни А. Лукашенко пригрозил иностранным собственникам активов в белорусских банках, если те не поймут важность выделения (не инвестирования) ресурсов на сельское хозяйство. Мол, пришли в страну – участвуйте в обеспечении продовольственной безопасности по программе государства.
Четвертый инструмент создания острого дефицита прав частной собственности – всеохватывающее государственное регулирование и меняющиеся правила игры на рынке. Инвесторов то и дело огорошивают плохими новостями типа «хмель вы должны покупать только белорусский», «хлеб и булочки вы можете продавать только в определённым местах», «сырья мы вам дадим столько, сколько мы посчитаем нужным», «с первого числа у нас вводится институт специмпортёров, так что ваши планы «провисают» или «мы вводим ограничения на валютные операции для всех субъектов вне зависимости от формы собственности».
Доверие к экономической политике в целом и приватизации в частности добавляет макроэкономическая нестабильность, в первую очередь, высокая инфляция и неустойчивость финансовой системы. Распорядители чужого искусственно создали мутную воду, в которой хорошо ориентируются только глубокие инсайдеры. Легально заработанных денег у них не так много. Им приватизация совсем не нужна, ибо она лишает их права контролировать огромные актив и финансовые потоки. Как раз они являются основным источником чёрного PR-а против приватизации, равно как и законодательных ловушек для неё.
Бизнес и население не догадываются, что являются жертвами манипуляционных практик в отношении приватизации. Её откладывание и проведение в нынешнем режиме на руку только распорядителям и потребителям чужого. Поэтому они руками и ногами вцепились в нынешний порядок управления госактивами, а народное IPO- Минского завода игристых вин, Гомельского жирового завода и подобных третьесортных структур - чиновники придумали для отвлечения внимания от сути происходящих процессов по управлению и омертвлению государственного капитала и активов.
Ярослав Романчук специально для Myfin.by