Виктор Прокопеня: «Отдельные технологии не меняют наш мир. Его меняют креативные бизнес-модели»

Виктор Прокопеня: «Отдельные технологии не меняют наш мир. Его меняют креативные бизнес-модели»

Виктор Прокопеня. Фото: VP Capital

Что нужно бизнесу, чтобы покорить миллионы пользователей? Можно создать новый супертехнологичный продукт – и он принесет вашей компании лишь убытки.

Основатель инвестиционной компании VP Capital Виктор Прокопеня, выступая на конференции «Новая реальность. Вызовы для Беларуси 2017», поделился своим видением на этот счет.

– Здравый смысл говорит нам о том, что в долгосрочной перспективе создавать экономическую ценность можно только за счет инноваций. Но возьмем для примера Китай. За последние 50 лет экономика этой страны выросла более, чем в 50 раз. На одном семинаре Google участникам задали интересный вопрос: назовите китайское изобретение последних 50-ти лет, которым сегодня пользуется весь мир. И все ответы про порох, пасту, которые сразу приходят на ум, естественно не подходят, так как эти изобретения были придуманы гораздо раньше.

Логичная идея: китайцы только и делают, что копируют. Однако это не так. В Китае каждый день создается огромное количество интересных инноваций, просто они имеют совершенно другую природу.

Продуктовые инновации – те самые изобретения – это наиболее высокорисковый вид инноваций. Возьмем несколько продуктов: один из первых карманных компьютеров Apple Newton, сигвей и игрушку Furby. На какую технологию вы бы поставили? Стив Джобс говорил, что вокруг сигвея будут строится города. Было огромное количество людей, которые утверждали, что сигвей – это невероятного рода изобретение. Однако в итоге из всех этих идей наибольшую прибавочную стоимость для инвестора сделала игрушка Furby.

Поэтому думать, что для успешного бизнеса необходимы продуктовые, технологичные инновации – неправильно. Делая ставку на такие высокорисковые инновации, вам нужны не только деньги, нужно, чтобы вам очень повезло. Как я вам показал, лучшие умы планеты принимают неправильные решения, даже они не всегда знают, что нужно обществу.

Виктор Прокопеня выступает перед участниками конференции «Новая реальность. Вызовы для Беларуси 2017». Фото: Myfin.by

Можем ли мы заниматься бизнесом по-другому? Назовите изобретение Томаса Эдисона, которое изменило мир. Все сразу говорят – лампочка. И это не так. Известны 22 других изобретателя, которые придумали лампочку. Что на самом деле придумал Эдисон? Он придумал бизнес-модель продажи электричества. Генератор, трансформатор, провода, лампочка и, в итоге, счет за электричество.

Отдельно взятая лампочка не приносит никакой пользы. Отдельно взятая технология не меняет наш мир. Наш мир меняют, прежде всего, креативные бизнес-модели. И это та область, на которой должны фокусироваться развивающиеся страны, Беларусь в том числе.

Продукт – только часть бизнес-модели. Это я хорошо прочувствовал на собственном опыте. Лет 7 назад мы выпустили игру, которая продавалась в АppStore и стоила 2 доллара. Она была очень успешна.

В это же время появилась другая компания, которая сделала такую же игру. Но она сделала ее бесплатной, а покупать предложила дополнительные услуги внутри игры. В итоге, через два года та компания продала свою игру за 2 млрд долларов, а мы свою – намного дешевле.

Приведу пример интересной компании Xiaomi. Ее основатель выглядит как Стив Джобс, одевается точно так же, выступает таким же образом. Однако по сути – он «анти» Стив Джобс. В чем суть бизнес-модели Apple. Раз в год компания выпускает один телефон, который всем очень нравится. Но эта модель классно работает, если у вас есть Стив Джобс, который знает, что нужно рынку. Если у вас нет своего Стива Джобса, то предсказать, что на самом деле будет востребованным, очень тяжело.

Павел Данейко, IPM, Виктор Прокопеня, VP Capital и Виктор Бабарико, Белгазпромбанк. Фото: Myfin.by

Что делает Xiaomi. Они постоянно экспериментируют и выпускают большое количество смартфонов, некоторые продаются быстрее, чем айфоны. У компании выручка 20 млрд долларов, она очень сильно растет. Их бизнес-модель заключается в том, что они дешево продают сами телефоны, сопутствующие аксессуары и прочее.

Моя ключевая мысль в том, что инновации в области бизнес-моделей являются самыми недооцененными, и в то же время – самыми эффективными.

Инновацию в бизнес-модели очень легко двигать между индустриями. Есть много успешных белорусских предпринимателей, которые сегодня делают одно, завтра другое – и у них все получается. Причем особого креатива в области продукта не видно.

Инновация продуктовая – очень специфична для конкретной отрасли, зависит от конкретных людей. Инновацию в бизнес-модели очень тяжело скопировать. Скопировали продукт – не работает, скопировали человека, который его делает – не работает. Инновация в бизнес-модели – это всегда нечто большее, чем сумма ее частей.

Когда мы читаем новости про силиконовую долину, то мы думаем, что нужно зарабатывать деньги, придумывая какие-то суперновые технологии. Это не так. Нет ничего плохого в том, что вы не можете придумать какой-то новый крутой алгоритм. От этого ваш бизнес не станет менее престижным или менее интересным.

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Текст: Анна ДЕЙЧ
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все