Беларусь поставила перед Россией вопрос о компенсациях из-за нарушения первоначальных планов по полноценному запуску БелАЭС – об этом заявил Александр Лукашенко на совещании, посвященном окончанию строительства станции.
По его словам, именно российская сторона несет ответственность за то, что сроки окончательного ввода станции в эксплуатацию «немного сместились», а Беларусь в соответствии с договоренностями поставила вопрос о компенсациях.
При этом Александр Лукашенко отметил, что партнеры из соседней страны в качестве возмещения издержек уже предложили Беларуси приобретать ядерное топливо на условиях, которые действуют для российских АЭС, а также установить пятилетний гарантийный срок на основные узлы.
«Это вы мне сегодня расскажете, удовлетворяет ли это белорусскую сторону (мы, конечно, излишне не должны напрягать россиян: электричества у нас хватало и хватает, но договор есть договор) и достаточны ли те уступки, которые сделали россияне, Росатом, для белорусской стороны», – обратился Александр Лукашенко к главе Минэнерго.
Что ответили в России?
Позднее на слова Лукашенко отреагировали в «Росатоме», заявив, что не раскрывают подробностей коммерческой составляющей проекта по строительству АЭС в Беларуси.
«Учитывая всю сложность и жизненный цикл проекта, для нас - нормальная практика идти навстречу заказчикам по отдельным позициям на взаимовыгодных условиях. С учетом сложившихся доверительных отношений с нашим белорусским заказчиком, мы не комментируем коммерческую составляющую проекта», – говорится в сообщении.
По поводу сдвинувшихся сроков в российской госкорпорации подчеркнули, что основные этапы возведения БелАЭС пришлись на период пандемии и «ужесточения внешнеполитической обстановки с возросшими санкционными рисками», а подобный проект стал первым для нашей страны. В то же время в «Росатоме» отметили, что не пытались ускорить строительство станции, пренебрегая при этом требованиями безопасности.
Напомним, в середине октября министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич сообщил, что второй энергоблок БелАЭС функционирует на номинальной мощности и по планам должен быть введен в промышленную эксплуатацию до конца 2023 года.