С 10 февраля на неопределенный срок приостановлена работа пункта пропуска «Бобровники» на границе Польши с Беларусью. Об этом сообщил Министр внутренних дел Польши Мариуш Каминьский. Белорусы направились в ЕС через другие пункты пропуска, тем же путем последовали грузы. С существенными трудностями могут столкнуться не только пассажирские перевозчики, но и логистические компании. Поговорили с экспертами из нескольких областей о том, как закрытие пункта уже повлияло и в дальнейшем отразится на их работе.
«Со стороны Беларуси собирается по 20-30 автопоездов»
Геннадий Гогения, CEO логистической компании RTL Alliance.
– Из пяти пропускных пунктов, которые работали с грузовым транспортом на польско-белорусской границе, активен один – «Козловичи». Его плановая пропускная способность намного выше актуальной загруженности.
Сейчас на границе со стороны Беларуси собирается по 20-30 автопоездов, а со стороны Польши – до 50. Связано это с несколькими факторами, прежде всего с сезонностью.
Поскольку грузопоток в целом по направлению в Евросоюз сейчас невелик, то и закрытие одного из пяти пропускных пунктов на товарооборот существенно не повлияло. Тем не менее, в скором времени очереди могут расти, а ставки пойти вверх.
Учитывая, что польская сторона заявила о возможности закрытия всех пунктов пропуска на границе с Беларусью, поток может пойти через границы Литвы и Латвии, что в свою очередь повлияет на стоимость перевозок.
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- расчетные карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
«Сутки простоя машины в очереди – это 100 евро убытка»
Александр Жикин, PR-специалист логистической компании TELS GLOBAL.
– Безусловно, закрытие пункта пропуска повлияет на работу логистических компаний. Поскольку из двух переходов в Польшу для грузового транспорта остался всего один – «Козловичи-Кукурыки».
Закрытие пункта пропуска «Бобровники» в первую очередь скажется на увеличении времени нахождения машин в очередях. Но проблема с очередями была и до этого. Поэтому закрытие данного пункта пропуска означает, что на оставшихся пунктах ситуация станет еще сложнее. То есть поток грузового транспорта перераспределится с перехода «Бобровники» на другие пункты на границе с ЕС, которые работают.
Но я не считаю, что это что-то кардинально поменяет. Нельзя сказать, что раньше ехали, а сейчас перестанут. Да, это плохая новость. Но это еще одно дополнительное ухудшение к тому, что уже было. А проблема существует уже давно.
Проблемы с очередями на границах уже достаточно постоянное явление. Это обычная практика, что машина стоит на границе от нескольких суток до недели. Понятно, что возникали временные окна. Иначе говоря, в какие-то периоды было легче, а в другие, наоборот, наблюдались пиковые нагрузки. К примеру, в предновогодние даты. Но в целом, оперативного и легкого прохождения границы нет давно.
Считается, что сутки простоя машины в очереди – это 100 евро убытка. Официальных документов, где бы указывалась стоимость одного часа или одного дня простоя, нет. Но эта сумма рассчитывается, исходя из того, сколько перевозчик должен платить в сутки за страховку, лизинг, пребывание автомобиля на платных стоянках, зарплату водителю.
А если машина стоит пять суток? Понятно, что это сумма примерная, но тем не менее. В любом случае к новым условиям работы логистическим компаниям придется адаптироваться.
«Работать будет сложнее, но есть альтернатива»
Дмитрий Самуськов, руководитель отдела продаж логистической компании «Интер-фрейт».
– На данный момент никакой критической ситуации на границе нет. Пока, откровенно говоря, каких-то особенно затяжных очередей нет. Дело в том, что сейчас и так поток грузов из Европы сильно ограничен. Поэтому коллапса не предвидится.
Да, будет сложнее работать, но, уверен, что в логистике за последний год все к этому привыкли.
Пункт пропуска «Бобровники» закрылся, поэтому транспортные и грузовые потоки будут перераспределены между брестским погранпереходом, а также пунктами пропуска на границе с Литвой и, возможно, Латвией. Соответственно, увеличится транзитное время, поскольку автотранспорт будет дольше находиться в очередях.
Также вырастет и расстояние перевозки для некоторых маршрутов. Потому что, как правило, перевозки осуществлялись через ближайшие пункты пропуска. Теперь придется делать небольшой крюк. И это важно учитывать при планировании поставок или отправок грузов.
Насколько вырастет время ожидания на границах – пока вопрос. Нужно подождать неделю-две, пока все участники процесса адаптируются. Нужно понимать, как будут работать литовские пункты пропуска и оставшийся пункт пропуска с Польшей, насколько вырастут очереди и вырастут ли они вообще.
Для тех грузов, которые уже в пути и столкнулись с перенаправлением на другие пункты пропуска, время транзита, конечно, выросло. Но, к счастью, на цене пока не отразилось. Уже подписанные заявки выполняются без корректировок стоимости. Но через пару недель перевозчики могут ее скорректировать с учетом ситуации, если транзитное время заметно вырастет. Конечно, лишний километраж будут закладывать в цену.
Для самих перевозчиков не так много всего изменилось. ГТК оперативно определил порядок действий при изменении маршрутов. Никаких санкций применять к перевозчикам не будут. Мы видим, что госорганы сейчас пытаются решить вопрос. ГТК усиливает пункты пропуска, которые работают на границах с ЕС.
Какая сейчас существует альтернатива доставки грузов? Можно воспользоваться контейнерными железнодорожными перевозками из Европы. Доставка возможна из Германии, Италии и той же Польши и других стран Европы. Получится даже дешевле, но транзитный срок — чуть дольше, а возможно, даже сопоставим. Конечно, в таком варианте перевозок есть свои нюансы. Но рассматривать его как альтернативу можно.
А что с пассажирскими перевозками?
Как отмечалось выше, закрытие последнего пункта перехода в Польшу затронет также компании, занимающиеся пассажирскими перевозками.
Ситуацию прокомментировал Сергей Яшкевич, директор гродненской компании «Зет», которая занимается туризмом и пассажирскими перевозками:
«Больше всего от закрытия пункта пропуска «Бобровники» пострадает гродненский регион, особенно направление Гродно–Белосток, потому что альтернатив для этого направления почти нет».
«Сейчас регулярные автобусные рейсы поедут через Брест, а нерегулярные еще и через Литву, пункт пропуска «Привалка», – считает Сергей Яшкевич.
«Но от Гродно до Белостока – 85 км, а если ехать из Гродно в Белосток через «Привалку» (Литва) – это уже 240 км. Если же добираться из Гродно в Белосток через Брест – получается еще больше, более 400 км. Вот и вся разница.
Само собой – это расходы, время, нагрузка на границе. Если бы «Бобровники» хотя бы принимали регулярные рейсы, это уже сняло бы часть проблем», – поделился он.
«Иными словами, в основном пострадали перевозки из Гродно в направлении Белостока и обратно. Эти города находятся очень близко друг от друга, но теперь фактически нормальной связи между ними не будет», – добавил директор «Зет».
Сергей Яшкевич с сожалением признал, что из-за сложившейся ситуации у них уже появились проблемы.
«На границе в Бресте есть две отдельные очереди для автобусов: одна – для рейсовых, вторая – для туристических, – пояснил он. – Сегодня ночью возвращался наш польский партнер, это был регулярный рейс, и на границе рейсовый автобус направили в очередь для туристических автобусов. Вот с такой проблемой мы столкнулись уже в первые дни. Я думаю, что до сих пор нет какой-то согласованности, в этом причина. Но очень хочется надеяться, что этот вопрос решится в ближайшее время».
Сергей Яшкевич признал, что данная ситуация с закрытием пункта пропуска отразится и на обычных людях.
«Увеличится время проезда, стоимость, потому что расходы растут. Но спрос, считаю, не упадет. Потому что те, кому надо, все равно поедут. А у перевозчиков сейчас появились новые проблемы – километраж и очереди на границе», – подытожил он.