Более 1,5 млн персональных данных были удалены по требованию белорусов. Об этом сегодня на пресс-конференции в пресс-центре Дома прессы сообщил заместитель директора Национального центра защиты персональных данных Сергей Задиран. Основными каналами утечки персональных данных являются ретейл и соцсети.
По словам спикера, факты утечек фиксируются каждую неделю.
– Если гражданин столкнулся со случаем утечки его персональных данных, он может потребовать у субъекта, кому они стали доступны, их удаления. Если ничего не происходит и нет реакции на обращение, гражданину надо обратиться в наш центр с соответствующей жалобой, и уже центр проведет разбирательство.
Национальный центр защиты персональных данных регулярно проводит проверки как по собственной инициативе, так и после обращения белорусов.
– Если поступает жалоба, проводится камеральная проверка,иногда без выезда к соответствующему субъекту, проверяются документы, специалисты изучают сайты. Проверяем те сферы, где наибольший оборот персональных данных. На данный момент это ретейл. Когда заводится карточка лояльности, то вводятся фамилия, имя, отчество и телефон. Были случаи, когда требовали даже личный идентификационный номер.
По словам Сергея Задирана, часто причиной утечки данных является беспечность самих граждан, которые активно выкладывают свои личные данные в социальные сети и мессенджеры.
Например, хвастаются, что получили водительские права, и размещают их фото или фото номеров новой машины, размещают номера своего мобильного телефона. Часто информационная неграмотность приводит к тому, что при использовании интернета вводятся одни и те же логины и пароли. Злоумышленники этим пользуются.

Спикер также сообщил, что преступники, оперируя незаконно полученными данными, могут оформлять кредиты, регистрировать бизнесы, осуществлять продажу недвижимости, распоряжаться денежными средствами с банковских платежных карт, регистрироваться на сайтах онлайн-игр, шантажировать само лицо, данные которого утекли, либо его родственников.
– Мошенники выманивают деньги также под предлогом помощи близкому человеку. И, к сожалению, зачастую люди уже знают о подобных схемах, но все равно попадаются на уловки.
Как отметил заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Юрий Киреев, утечка персональных данных может происходить как от внешнего воздействия, так и по вине внутренних пользователей систем персональных данных, как осознанных, так и неосознанных действий. Например, когда пользователи бездумно подключаются к бесплатным сетями Wi-Fi.
– Цифровая грамотность у старшего поколения оставляет желать лучшего, молодые уже более продвинутые. Надо пользоваться проверенными сайтами, читать отзывы пользователей, использовать многоуровневую защиту, читать информацию о политике конфиденциальности сетей и мессенджеров, не переходить по ссылкам, поступившим от незнакомых людей, не отвечать на звонки с незнакомых номеров, особенно заграничных.
Спикер рекомендует в случае звонков из банка или от родственников, попавших в беду, обращаться в милицию и проверять все, что вам говорят по телефону, перезванивать в банк или своим близким. А также рассказывать про уловки злоумышленников своим родителям, бабушкам и дедушками, которые наиболее доверчивы.