Витрины магазинов уже окрашены в цвета праздника и подмигивают огнями гирлянд, намекая: пора за подарками. А у продавцов – от крупных торговых центров до ИП и ремесленников – сейчас самый активный период. Анастасия Маковская, шкатулочных дел мастер, признается: загрузка такая, что на интервью времени нет совсем. Поэтому с молодой мастерицей мы поговорили прямо во время работы – про опыт продвижения, поиск вдохновения, трудности, первых покупателей и новогодние чудеса.
«Даже не задумывалась зарабатывать на этом деньги»
– Сейчас мне 23, но, не поверите, стаж у меня очень даже большой. Я начала заниматься декупажем в 15 лет: пошла в кружок в доме творчества – и закрутилось. Захотелось развиваться в этом дальше, уже самостоятельно, делать более сложные и интересные работы.
Настолько захватил этот вид творчества, что стала изучать все направления в декоре, разные техники и приемы. Придумывать свои дизайны и заготовки, – вспоминает Анастасия.

Для девушки, как и многих других мастеров, все начиналось с хобби. Первые изделия она дарила знакомым, изредка могла что-то сделать на заказ. И даже не задумывалась зарабатывать на этом деньги.
– Работой это стало примерно во время учебы на последних курсах университета. Тогда я уже активно брала заказы, участвовала в выставках. Это стало хорошим подспорьем к стипендии.
Сейчас можно сказать, что ремесленничество – моя вторая полноценная профессия: я совмещаю его с работой по специальности музейным сотрудником. И думаю, что после отработки распределения посвящу декупажу все свое время.
«Бывают периоды выгорания»
Как почти все мастера декупажа, Анастасия начинала с «подручных» заготовок. А именно – с бутылок. Делала из них всевозможные вазы.
– И их даже заказывали! Сейчас, конечно, тот уровень мастерства кажется просто смешным. Я совершенствовалась, работы постепенно становились все разнообразнее. Важно было изучать спрос: что людям нужно, что им больше нравится и вообще какой декор сейчас в тренде.
Так в ее портфолио появились комодики для украшений и косметики, всевозможные шкатулки, часы.

Долгое время, по словам мастера, были очень популярны сырные доски для резки и многое другое. А к Новому году девушка всегда придумывает серии новогодних игрушек-шаров: «Зеркальная магия», «Истории Севера», «Советская», «Ледяное сердце», «Зимние пейзажи». По просьбам клиентов сделала гирлянду деревянных флажков «Винтаж» с состаренными новогодними ретрооткрытками.

– Я тот человек, которого может вдохновить даже мелочь. Красивая картинка, природа или какая-то музыкальная композиция. Приходит идея – и уже хочется бежать и скорее творить. Бывают, конечно, периоды, когда наступает временное выгорание. Ничего не хочется делать.
Но я стараюсь с такими периодами бороться и себя вдохновлять. Прозвучит нескромно, но пересматриваю фотографии собственных работ с мыслью: «Ну вот, создала же такую красоту! И еще смогу». Или, наоборот, даю себе время на отдых. Иногда перерыв в творчестве необходим.
«Свое дело не могу назвать бизнесом в полном смысле слова»
Девушка никогда не задумывалась над тем, чтобы составить какой-то бизнес-план, взять кредит или субсидию на развитие, масштабирование своего дела.
– Наверное, это неправильно с точки зрения ведения именно бизнеса. Но я свое дело не могу назвать бизнесом в полном смысле этого слова. Скорее просто хорошо оплачиваемое хобби, которое удачно совмещается с основной работой.
Но для развития деньги нужны – закупать инструменты и материалы. Да и в обучение тоже нужно вкладываться. Пока на это все я зарабатываю продажей изделий: какой-то процент оставляю на развитие творчества. Никогда не подсчитывала, но, наверное, где-то 20 % от заработка.

При этом девушка уже провела оценку: прибыльнее всего делать вещи на заказ. Хотя у такой увлеченной мастерицы с буйной фантазией всегда много красоты в наличии, но часто людям хочется какую-то конкретную шкатулку или небольшой комод по индивидуальному заказу. Чтобы предмет вписывался в интерьер, был под него оформлен, в нужной цветовой гамме и размере.
– А еще бывает, что люди хотят работы с фотографиями себя или близких. Такие заказы тоже довольно часто встречаются. Стараюсь воплощать задумки покупателей.

Изредка попадания не случается: клиент представлял себе одно, а мастер понял иначе. Приходилось переделывать. Всего пару раз за все время работы вопрос решался или большой скидкой, или отказом от покупки.
Больше всего времени девушка тратит на мини-комоды и шкатулки для украшений – почти неделю. Это самые трудоемкие изделия: большие габариты, трудности в окрашивании и лакировке.
– Также всегда много времени уходит на вещи, в которых важна прорисовка. Пока получишь нужный оттенок и переход цвета, может уйти не один час.
«30 рублей за шарик? Почему так дорого?»
Изредка, но бывает вопрос от покупателя: а почему так дорого – 30 рублей за шарик? Анастасии легко дать на это ответ, потому что все прозрачно. Достаточно зайти на сайт магазина заготовок для шаров, чтобы убедиться: материалы стоят далеко не копейки.
Кроме основы из стеклопластика нужны грунт, краски, лаки, глиттеры, пасты с эффектом снега и льда, контуры, патины, глина, большое количество лент и шнурков для бантиков. Самое дорогое – это разные материалы для золочения (поталь, например, стоит 32 рубля, жидкие металлы – 36 рублей, воски – 40 рублей), которых в новогодний сезон нужно очень много.

А еще хочется, чтобы все было красиво упаковано, а качественная упаковочная бумага стоит дорого. Если все подсчитать, то за труд самого мастера, его время, старания, больную спину, необходимость терпеть вредные запахи, которые неизбежны в подобном производстве, остается не так много, как может показаться на первый взгляд.
– Моя формула цены простая: считаю все расходные материалы, добавляю время создания работы и ту сумму, которую хотела бы еще иметь с каждой работы в зависимости от сложности исполнения.
При этом Анастасия признает, что еще учитывает среднюю цену у коллег, ведь на рынок тоже надо ориентироваться.

Пока получаемого дохода ей вполне хватает: за декабрь, бывает, выручка до 1 500 рублей доходит, в несезон – минимум 500 рублей в месяц. Но в перспективе, если девушка все же переключится только на ремесленничество, этого будет мало.
Уже сейчас Анастасия изучает у коллег пути выхода на международные площадки, условия для международных платежей и другие нюансы. Ведь самые платежеспособные клиенты – за границей.
«На продвижение трачу около $15 в месяц»
Для продажи своих изделий Анастасия выбрала несколько интернет-площадок – социальные сети Instagram и «Вконтакте». Начинала с VK, потому что на тот момент эта площадка была более распространена, да и функционировала иначе – были «рабочие» группы, которые помогали начинающему мастеру в продвижении. Сейчас же девушка остается там больше по инерции – основной приток клиентов и доход дает Instagram, где у Анастасии более 3,3 тыс. подписчиков.
– Там я запускаю таргетированную рекламу, «ходила» несколько раз к блогерам, пользовалась обменом ссылками с другими мастерами. И все мои клиенты – оттуда. Рост подписчиков с 1 тыс. до нынешнего количества произошел за последний год.
В среднем в месяц Настя тратит на это $15. Но к Новому году растет не только спрос, но и конкуренция в нише, поэтому приходится вкладывать больше – $60.
Офлайн девушку тоже найти можно – на выставках ручной работы. Например, совсем скоро выставка-ярмарка «Млын» соберет в Минске новогодний «урожай» работ мастеров из разных уголков Беларуси. Анастасия тоже представит там свои товары и рассчитывает на высокий спрос.
– Это самый продаваемый сезон у почти любого мастера ручной работы. Какая бы обстановка ни была, люди хотят верить в чудеса, дарить друг другу душевные подарки. Именно в это время самая большая нагрузка по заказам. Ну и ко всем остальным праздникам тоже повышается спрос: 8 Марта, День учителя, День матери и другие.
«Все в наших руках»
Сейчас девушка спешит сделать как можно больше разнообразных коллекций новогодних игрушек, чтобы был ассортимент, а также выполнить все заказы, упаковать и отправить. И старается параллельно вести странички в социальных сетях, фотографировать свои изделия. Эту задачу она тоже никому не делегировала.

Кстати, Instagram она тоже ведет сама. Признается: никому не может довериться настолько, насколько доверяет себе. Училась SMM самостоятельно, методом проб и ошибок. Иногда бывали провальные рекламы, но все это помогало нарабатывать опыт.
Единственное, на что не хватает времени – украсить собственный дом.
– Все по классике: я сапожник без сапог. К концу новогоднего сезона остается буквально пара игрушек для дома. Каждый год планирую, наконец, сделать пару наборов и себе, но они все равно уходят к покупателям. По сути, наряжаю только елку, на украшение дома просто ничего не остается.

Девушка с гордостью добавляет, что тренды в декоре новогодних игрушек стремится задавать сама. И в основу своего дизайна закладывает ощущение того самого волшебного праздника, из детства.
– Я очень стараюсь верить в чудеса, как и любой человек. Но, как мастер-ремесленник, я отлично знаю: все в наших руках. Мы сами можем творить чудеса, воплощать свои желания и мечты.