Санкции коснулись каждого предприятия в сфере деревообработки и заставили перестраивать логистику, искать новые рынки сбыта и ниши как в России, так и в других странах. Председатель «Беллесбумпром» Михаил Касько и его заместитель Михаил Пшённый рассказали, как прошел 2022 год для отрасли в целом и для предприятий концерна в частности.
Санкции и их последствия
Под санкции попало 46% продукции предприятий деревообработки концерна «Беллесбумпром». Напомним, Европейский союз полностью запретил экспорт в Европу продукции деревообработки под кодом 44. В эту группу товаров входит большинство товаров из дерева: например, пиломатериалы, брикеты, топливные гранулы, фанера и различные древесные плиты.
Михаил Касько отметил, что введение санкций привело к потере традиционных рынков сбыта для предприятий деревообработки.
– Пришлось всю вторую половину прошлого года перестраиваться, искать новых потребителей продукции. Зачастую это происходило достаточно болезненно.
Михаил Касько подчеркнул, что ни одно из предприятий концерна не было закрыто, все рабочие места сохранены. Это касается и предприятий, которые ранее выполняли заказы для концерна IKEA и других.
– Многие белорусские предприятия работали с крупнейшими мировыми торговыми компаниями. Эти организации и сегодня работают. Они болезненно, но все же перестраивают свою производственную программу и ищут новые рынки сбыта. Теперь, чтобы не останавливать производство, надо не просто выпускать, например, десяток тысяч тумбочек, а расширять номенклатуру и предлагать востребованный товар.
Несмотря на все сложности, удовлетворительными оказались и финансовые итоги года. Количество убыточных предприятий сократилось – одним стало меньше. Всего остается 6 убыточных предприятий. Сумма убытка также сократилась.
– Рентабельность по отрасли в целом достигла 10%, что выше, чем показатели в целом по промышленности. Тот объем доходов, который получили предприятия в прошлом году, позволил обеспечить выплату обязательств согласно графику. Причем речь об обязательствах как перед банками и бюджетом, так и перед коллективами и контрагентами. Ситуация по году сложилась относительно неплохо. Как будет дальше – будем смотреть.
Предприятия продолжают и свои инвестиционные проекты:
- В этом году будет установлена линия ламинирования ДСП в Ивацевичах. Увеличение производства плит потянет за собой увеличение производства мебели.
- Будет создано производство бумажных стаканчиков в Гомеле. Добрушская бумажная фабрика производит картон для этого вида продукции.
- Продолжится увеличение производства полотна для санитарно-гигиенических изделий.
- Будет увеличено производство мебели на 30% для поставок на экспорт и для насыщения внутреннего рынка.
- Запланировано производство новых видов бумаги и картона.
Вместе с тем председатель концерна подчеркнул, что производство офисной бумаги формата А4 не предполагается, поскольку есть много предприятий в России, откуда ее можно поставлять. Когда были перебои с поставками, белорусские предприятия смогли выпустить данную продукцию и временно заместить импорт.
Что касается импортозамещения, то в прошлом году выпущено продукции на 1 млрд долларов. Это не только плитная продукция для производства мебели, но и целлюлозно-бумажная продукция.
Разворот на 180 градусов
Как отметил Александр Пшённый, предприятия концерна поставляют на экспорт около 70% производимой продукции.
– За год, в связи с введением санкций на 46% нашей продукции, мы увеличили поставки в страны ЕАЭС, в том числе в Россию. В текущих условиях это приоритет. Увеличены поставки ДСП в 1,1 раза, бумаги и картона – в 1,5 раза, пиломатериалов – в 2,4 раза.
Среди новых рынков – Мексика, Палестина, Тунис и Эквадор. При этом увеличиваются поставки на ранее освоенные концерном рынки: Иран – в 2,3 раза, Ирак – 1,5 раза, Бенин – 5,8 раза, Алжир – в 2 раза.
– Задача на 2023 год – сохранить объем экспорта, а также решить логистические задачи. Необходимость разворота на 180 градусов для отгрузки в другие страны требует от нас поиска новых логистических схем и тесной работы и взаимодействия с Российской Федерацией. Рынок РФ довольно сложный с точки зрения конкуренции. Приходится преодолевать барьеры в продвижении белорусской продукции.
По словам спикера, продвижению на внешние рынки способствовало участие в крупных международных выставках и деловые поездки в ряд стран.
Поставки в Россию выросли в прошлом году на 49%, в том числе мебели – на 20%, в Узбекистан – в 3,3 раза, Казахстан – на 90%.
– Открываем для себя Африку, в частности Эфиопию и Кению. Как итог – увеличение поставок в 5,8 раза. Там, куда мы ездим, ведем переговоры, результаты в основном положительные. Экспорт растет хорошими темпами. В этом году будет продолжена данная работа и мы активно будем продвигаться на рынки разных стран.