«Эти события окажут серьезное влияние на мировые рынки». Что будет с потолком долга в США

«Эти события окажут серьезное влияние на мировые рынки». Что будет с потолком долга в США
Фото носит иллюстративный характер, источник: pexels.com
Фото носит иллюстративный характер, источник: pexels.com

13 января министр финансов США Джанет Йеллен в письме Конгрессу предупредила об угрозе суверенного дефолта в июне, если законодатели не повысят потолок государственного долга. О том, как американцы раздувают свой лимит заимствования, почему гегемония доллара как основной резервной валюты находится под угрозой и как это скажется на валютных накоплениях белорусов, специально для Myfin.by рассказал Никита Корнеев, автор telegram-канала Investment dive.

По расчетам Минфина, существующий лимит заимствований в $31,38 трлн был исчерпан в четверг, 19 января 2023 года, однако накопленные денежные резервы и «экстраординарные меры», включая приостановку отчислений в пенсионные и социальные фонды, позволяют стране продержаться как минимум до лета. Ранее пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер заявила, что республиканцы в американском Конгрессе должны поддержать очередное повышение потолка государственного долга США без каких-либо условий. Однако стоит напомнить про 2011 год, когда затянувшаяся борьба за повышение потолка национального долга угрожала спровоцировать финансовый кризис и завершилась тем, что крупная рейтинговая компания лишила США кредитного статуса ААА.

Еще до того, как угроза суверенного дефолта появилась на горизонте, экономисты Goldman Sachs назвали ограничение долга самым большим политическим риском, с которым столкнутся финансовые рынки в 2023 году. Расчеты Йеллен говорят о том, что где-то летом или в начале осени хитрость Минфина уступит место реальности, и Конгрессу придется увеличить кредитоспособность страны для оплаты расходов, которые он ранее и санкционировал. Текущую ситуацию можно описать метафорой: неспособность поднять потолок долга подобна отказу оплачивать счета по кредитной карте после того, как вы потратили деньги на вещи.

В конце января Белый дом категорически отказывался от предложений республиканцев из Палаты представителей начать переговоры по потолку госдолга. Консерваторы поднять потолок не отказываются, но считают, что взамен правительству США надо сократить бюджетные траты. Джо Байден называл своих критиков «финансово сумасшедшими», а ведущие СМИ обвинили их в «экономическом терроризме». Но в конце недели, уже после того, как долг достиг своего потолка, обе стороны заявили о готовности к переговорам.

Пока неясно, какие траты пойдут под нож. Среди возможных вариантов – инфраструктурные проекты, программы помощи другим странам и расходы Пентагона.

Традиционно баталии республиканцев в Конгрессе из-за лимита долга будут представлены как крестовый поход, направленный на то, чтобы заставить правительство тратить по средствам, как американские домохозяйства. Как ни странно, такая позиция пользуется широкой поддержкой населения. Опрос, проведенный по заказу The Peter G. Peterson Foundation, показал, что 90% респондентов хотят, чтобы Конгресс принял двухпартийный подход к сокращению долга. В то же время конкретными ощутимыми шагами по сокращению бюджетного дефицита будет:

  • увеличение налогов,
  • радикальное сокращение расходов,
  • масштабная хирургия программы медицинского и социального обеспечения Medicare.

По странной причуде Конгресс может одобрить любые расходы, которые хочет, но он также должен одобрить общую сумму долга, который может иметь США. Когда-то это считалось неважным, ведь когда потолок будет достигнут, Конгресс поднимет его, и все пойдут своим путем. Но все изменилось в 2011 году, когда республиканцы, восстановившие контроль над Конгрессом, пригрозили не делать этого. Это привело к тому, что 8 августа агентство Standard & Poor's понизило рейтинг дяди Сэма на ступеньку ниже, с высшего рейтинга AAA до AA+, а индекс S&P 500 резко упал на 6,6%.

«Понижение рейтинга отражает наше мнение о том, что эффективность, стабильность и предсказуемость американской политики и политических институтов ослабли во время продолжающихся финансовых и экономических проблем», – заявила тогда рейтинговая фирма.

На этот раз ставки могут быть выше. Мало того, что Конгресс расколот: демократы контролируют Сенат, а республиканцы – Палату представителей, но и последствия также могут быть более серьезными, особенно если США будут вынуждены пропустить платежи по своему долгу или прекратить расходы на социальные нужды.

Трудно утверждать, что с тех пор ситуация улучшилась. Многие аналитики полагают, что крайне правые могут даже приветствовать дефолт, чтобы добиться радикального сокращения расходов. Безусловно подобные события окажут серьезное влияние на мировые рынки. Так, например, понижение рейтинга в 2011 году спровоцировало падение цен на казначейские облигации, что является типичным для инвесторов шагом в сторону снижения их качества. Были даже задействованы экстраординарные схемы предотвращения дефолта, такие как чеканка казначейством монеты номиналом в $1 трлн, которая была принята Федеральной Резервной Системой и, в свою очередь, погасила долговые обязательства. Такие уловки серьезно подрывают государственный долг США и доллар как стержень мировой финансовой системы.

Касательно последствий потенциального дефолта, сам Минфин США считает, что «невозможность проводить запланированные платежи, независимо от того, идет ли речь о держателях облигаций, или о получателях социальной защиты, или о наших военных, без сомнения, приведет к рецессии в экономике США и может спровоцировать глобальный финансовый кризис».

Сложно отрицать, что сохранение статуса доллара как основной валюты для транзакций и финансов может быть под угрозой.

Причем не только из-за огромного долга страны в $31 трлн, но и из-за того, что другие страны, стремящиеся избежать влияния Вашингтона, ищут альтернативные методы расчетов. Спекуляции в прессе на эту тему особенно обострились после того, как против России были введены санкции в прошлом году.

Пандемия Covid-19 в 2020 году увеличила суверенный долг американцев на $3,1 трлн, что в 3 раза больше, чем $984 млрд годом ранее. Сегодня государственный долг составляет 120% валового внутреннего продукта по сравнению с 106% в 2019 году. Этот дефицит еще не был проблемой для США, но рынки начали терять терпение по отношению к другим странам. Великобритания, например, была вынуждена отказаться от плана бюджетных расходов после лихорадки на рынке облигаций.

Большой дефицит также сделает борьбу с инфляцией более болезненной, считает Соломон Тадесс из Société Générale. Меньшие дефицитные расходы облегчили бы работу ФРС. Без этого регулятор попадет в цикл чрезмерного ужесточения и сокращения баланса, за которым последует снижение ставок и более количественное смягчение, что только подстегнет инфляцию и заставит «порочный круг» начаться снова.

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все