Вы уверены?
Отключение аналитических cookie-файлы не позволит сделать сайт более комфортным для вас
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию отображения рекламы
Согласен
Не согласен

Сможет ли Беларусь рассчитаться по долгам?

Сможет ли Беларусь рассчитаться по долгам?

По данным Национального банка, валовой внешний государственный долг Беларуси снизился за январь-октябрь текущего года на 1,27 млрд. с 34 млрд. 23 млн. до 32 млрд. 966 млн. долларов.

Внешний долг органов государственного управления при этом с начала года вырос с 12,3 млрд. до 12,7 млн. долларов. По этой статье госдолга в расчете на душу населения на каждого жителя Беларуси приходится 1 342 доллара.

Сумма валового госдолга на душу населения по сравнению с начала года сократилась на 110 долларов.

Несмотря на довольно оптимистичную динамику, в новом 2013 году Беларусь войдет в полосу пиковых выплат по внешнему долгу. По предварительным оценкам, платежи по госдолгу в следующем году вырастут в несколько раз и составят 3,1 млрд. долларов.

Для обслуживания основного долга по кредитам органов госуправления, к которым относятся кредиты США, ФРГ, России, Китая, Венесуэлы, в следующем году потребуется почти в два раза больше средств, чем в нынешнем. Сумма платежей вырастет с 234,2 млн. до 421,7 млн. долларов.

В Министерстве финансов трудностей, связанных с выплатами по внешнему долгу в пиковый период, между тем не видят. В ведомстве отмечают, что у правительства имеется достаточно ресурсов и инструментов, чтобы комфортно пройти данные периоды. Тем не менее премьер-министр Михаил Мясникович поручил организовать четкую систему работы над рефинансированием накопленных долгов, чтобы распределить пики выплат по времени.

Основной подушкой безопасности относительно выплат по внешнему госдолгу правительство и Нацбанк рассматривают золотовалютные резервы, которые, по утверждениям НББ, находятся на безопасном уровне.

С одной стороны, ЗВР Беларуси на самом деле более чем достаточно, чтобы сполна обеспечить объемы выплат по госдолгу в следующем году. Так в определении стандарта МВФ золотовалютные резервы Беларуси на 1 декабря составили 8 млрд. 224 млн. долларов, увеличившись в прошлом месяце на 184,3 млн. долларов.

Рост ЗВР, по версии Нацбанка, произошел в результате размещения валютных облигаций Минфина Беларуси на внутреннем рынке страны. Увеличению золотовалютных резервов также способствовало положительное сальдо покупки-продажи Нацбанком иностранной валюты на БВФБ.

Вместе с тем эксперты отмечают, что несмотря на самые высокие показатели за всю историю Беларуси, ЗВР, если исходить из международных стандартов, не обеспечивают экономическую безопасность страны.

В частности, по словам старшего аналитика ForexClubв Беларуси Валерия Полховского, золотовалютные запасы  в размере 8,2 млрд. долларов в эквиваленте удовлетворяют лишь двухмесячному объему импорта.

Он отмечает, что, в соответствии с международной методологией, ЗВР для обеспечения безопасности должны составлять не менее 12 млрд. долларов.

Тем не менее, реальных угроз, на взгляд эксперта, на сегодняшний день нет.  

Большие надежды в правительстве возлагают также на четвертый транш Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 440 млн. долларов. Как заявила еще в сентябре председатель Нацбанка Надежда Ермакова, поступление транша ожидается до конца 2012 года. Положительное решение о выделении средств Беларуси было принято Фондом 7 декабря, даже несмотря на неполное выполнение официальным Минском стабилизационной программы.

Однако вчера стало известно, что выделение Беларуси двух траншей по 440 млн. долларов будет рассмотрено лишь в следующем году. Об этом 19 декабря заявил генеральный секретарь ЕврАзЭС Таир Мансуров.

Таким образом, транш в размере 440 млн. долларов, в выделении которого был уверен Минск, остается под вопросом. По негласным версиям, Россия ведет свою игру в отношении Беларуси и, учитывая нестабильность на финансовом рынке республики, засматривается на белорусские госактивы.

Кроме того, чтобы снизить объем выплат в следующем году, белорусское правительство рассчитывает на рефинансирование части задолженности. Экономисты отмечают, что в целом рефинансирование - это нормальная международная практика. Однако в случае Беларуси это означает лишь наращивание долгов на фоне отсутствия каких-либо структурных реформ. В результате рефинансирование затягивает страну в еще большую долговую яму, что снижает ее возможности для очередных нормальных заимствований, и в долгосрочной перспективе может привести к дефолту.

 

Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все