Когда Минск рядом с Лондоном и Ванкувером
– Сколько, по вашему мнению, требуется времени на адаптацию и «привыкание» к новому тренду – бесконтактной системе оплаты проезда?
– После запуска проекта приема карт Visa в минском метрополитене 19 сентября 2017 года в пилотном режиме, мы увидели, что потребителю не нужно много времени для формирования привычки пользоваться картой Visa для оплаты в метро.
На сегодняшний день порядка 82 тысячи пассажиров совершают оплаты в минском метро при помощи карт Visa, и эта цифра растет каждый день. Ежедневно совершается около 15 тысяч оплат проезда картами Visa, суммарно с момента запуска проекта было осуществлено порядка 1 миллиона оплат.
Мы очень рады, что сервис оказался настолько востребованным у потребителей. Запуская пилотный проект, мы тестировали его на одной станции метро, чтобы увидеть готовность работы системы и потребителей. Проект развивался настолько быстро и позитивно, что уже к июлю 2018 года мы смогли покрыть все турникеты на всех станциях метрополитена.
– Вы являетесь региональным менеджером Visa в Беларуси, Азербайджане и Молдове. Почему именно в Минске был запущен проект бесконтактной системы оплаты проезда в метро?
– Мы видели много предпосылок для запуска транспортного проекта именно в Минске. Первая – это значительное развитие безналичных оплат. В Беларуси за последние 3 года удельный вес безналичных операций в общем объеме операций по картам Visa вырос с 30 до 45%. Это самый высокий показатель среди крупных рынков СНГ и Юго-Восточной Европы.
Вторая – это развитие бесконтактной инфраструктуры. В настоящее время в Беларуси каждая третья карта Visa является бесконтактной картой.
Мошенникам токен бесполезен?
– Как бы вы охарактеризовали степень безопасности бесконтактных систем оплаты проезда?
– Бесконтактная оплата проезда при помощи карт Visa осуществляется посредством технологии Visa PayWay. Она базируется на технологии микропроцессорных или, как их еще называют, чиповых карт. Это наилучшая и самая безопасная промышленно используемая система на сегодняшний день в мире.
При этом, система позволяет использовать не только карты. Сегодня оплатить проезд в метро можно и при помощи других NFC-устройств (Near field communication, NFC — технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров), например, смартфона, часов, браслета и проч.
При проведении транзакции считывается не персональная информация держателя карты, а токен – код, уникальный для каждого платежного устройства. Даже если предположить, что эти данные могут каким-то образом попасть в руки мошенников, они будут бесполезными, т.к. имеют ценность только в определенных технологических сценариях. Это максимально возможная на сегодняшний день защита платежных данных.
Будут ли бонусы за поездки?
– Возможно ли в дальнейшем, используя банковские приложения, иметь возможность вести учет количества поездок, получать бонусы в режиме онлайн?
– Технически это возможно. Наши коллеги из лондонского офиса поделились своими наблюдениями (в Лондоне проект оплаты картами существует уже около 5 лет) и отмечают, что за это время из всех пользователей сервиса заходят в систему посмотреть на свои проезды крайне малая доля потребителей.
Возможно, более актуальным будет создание интересных приложений, акций.
Это способствовало большому интересу и подъему использования банковских карт на турникетах в метро.
– Для людей, которые ежедневно пользуются общественным транспортом, важно не только удобство проезда, но и возможность получить скидки на поездки. Возможно ли предусмотреть специальные условия для более массового перехода на бесконтактные методы оплаты?
– Есть несколько сценариев тарификации проезда в транспорте. Давайте рассмотрим на примере Лондона. Там стоимость поездки устанавливает транспортный оператор, применяя самый оптимальный тариф.
Оплачивая бесконтактно, можно об этом даже не задумываться, поскольку транспортный оператор в конце дня списывает сумму по оптимальному тарифу за фактические поездки.
– Какой способ оплаты проезда является наиболее удобным для вас?
– Я с детства люблю метро. Мне всегда приятно и комфортно ездить в минском метро, поскольку уровень дисциплинированности и безопасности очень высокий. При оплате проезда мне интересно использовать самые инновационные способы, например, смартфон. Для меня это действительно удобно, быстро и безопасно.