– Банковское сообщество переживает бум цифровых инноваций, чтобы предоставить больший уровень комфорта и свободы владельцам смартфонов. Одна из таких возможностей касается продажи и покупки валюты по своему курсу. Механизм уже успешно работает в приложении InSync и вскоре может получить еще большее развитие. По сути, это революция на рынке обмена валют: если раньше белорусы ходили по обменным пунктам, то сейчас трейдеры банка подстраиваются под клиентов, – рассказывает представитель Альфа-Банка Дмитрий Колесник.
Как предложить банку курс, которого даже нет на рынке?
Если просто, то речь о том, что вы можете предложить банку свой курс обмена валюты. И если он его устроит, то продаст вам доллары, евро или рубли по ставкам выгоднее тех, что есть на рынке. Те же доллары можно купить дешевле, а «бины» сдать дороже. Механизм получил название «свой курс», а если говорить языком профессионалов – FX-Order.
Обычно происходит как: вы открываете таблицу с курсами по всем банкам, находите лучший и летите в отделение, пока котировки не пересмотрели. Теперь можно действовать иначе: оставить заявку в приложении и ожидать ответа банка. В большинстве случаев это позволяет совершить сделку по ставкам выше рынка при продаже инвалюты и ниже – при ее покупке.
– Все заявки из приложения поступают прямиком в торговую систему. Трейдеры банка их видят и стремятся закрыть либо по желаемому курсу, либо по максимально близкому к нему. То есть от пользователя требуется лишь указать ожидаемый курс и срок действия заявки – от 15 минут до 2 дней. Пока обмен не произошел, курс можно скорректировать, а заодно увеличить срок или закрыть заявку, – поясняет Дмитрий Колесник.
От чего зависит, примут ли мой курс или нет?
Обмен валюты происходит в двух случаях: первый – когда курс банка равен или становится лучше желаемого, второй – когда трейдер идет навстречу пользователю и принимает его условия. Но банк и сам может предложить встречный курс, который тотчас отобразится на смартфоне – тогда его можно либо принять, либо отклонить.
На решение банка влияют два фактора – текущие запасы валюты и их себестоимость. Такой информацией владеют только специалисты банка, так что гадать не имеет смысла.
– Команда трейдеров внимательно изучает каждую заявку, сопоставляет предложение с уже имеющимися запасами валюты и ее себестоимостью. Если желаемый курс отвечает рыночной стоимости той или иной валюты, то заявка исполняется сразу. Но во многих ситуациях это осуществляется по курсам значительно лучше рынка, – раскрывает внутреннюю кухню представитель банка.
Сколько можно менять за раз и когда ловить счастье?
За раз можно поменять от $1000 долларов или 1000 евро и от 65 тыс. российских рублей. Больше шансов на то, что вашу заявку исполнят, в периоды максимальной активности рынка – в течение банковского дня, когда работают внебиржевые и биржевые площадки. Однако заявки также принимают и рассматривают по вечерам и выходным.
– Иногда белорусы руководствуются долгосрочным замыслом: хотят совершить операцию по курсам, которые рынок в тот момент предложить не может. В этом случае заявка может сработать позже, когда естественные колебания рыночного курса приведут его значение к желаемому. А те, кто не готов ждать, часто пользуются встречным курсом, который в большей степени отвечает и рыночной ситуации, и ожиданиям человека, – обращает внимание эксперт.
Как часто меняют и можно ли потерять деньги?
«Свой курс» хорошо прижился на рынке. Им регулярно пользуются тысячи человек. Наиболее популярно валютное новшество в Минске, но подтягиваются и регионы. Среди самых активных – «айтишники», которые обычно следят за колебаниями рынка и быстро на них реагируют.
А что насчет безопасности операций? Их гарантирует дополнительный механизм аутентификации. Для подтверждения заявки банк высылает SMS с секретным кодом. А если что-то настораживает, в любой момент можно просмотреть историю и текущее состояние заявок.
А, собственно, зачем это надо банкирам?
Такой способ обмена валюты считается технологией будущего. Схожие механизмы уже работают в западных странах, а в той же Норвегии привели к практически полному исчезновению обменных пунктов.
– Для внедрения механизма пришлось переосмыслить принцип работы управления валютными ордерами, распространенный на межбанковском рынке. Адаптация сервиса к потребностям розничного сегмента была сложной, но интересной. Это касалось как базовой идеологии, так и разработки конечного функционала. Внедрение механизма «свой курс» позволяет расширить присутствие на рынке валютно-обменных операций и упростить процесс взаимодействия для обеих сторон, – признается представитель банка. – Нет сомнений, что за такими технологиями будущее. Менять валюту со смартфона проще, удобнее и безопаснее. Хотя, конечно, потребуется какое-то время, пока люди привыкнут к цифровым переменам.