Председатель правления Нацбанка Павел Каллаур рассказал о причинах снижения ставки рефинансирования на брифинге 6 ноября. Как сообщалось, Нацбанк Беларуси принял решение снизить с 20 ноября ставку рефинансирования с 9,5 до 9% годовых. Второе решение правления касается ставок Нацбанка по операциям регулирования ликвидности банков.
Как сообщал Myfin.by, с 20 ноября ставка по кредиту овернайт снижается с 10,75 до 10%, по депозиту овернайт – с 8,25 до 8%.
В результате ширина коридора процентных ставок уменьшается с 2,5 до 2 процентных пунктов, отметил председатель правления Нацбанка Павел Каллаур. Он пояснил также, что в будущем ставки по операциям регулирования ликвидности будут изменяться одновременно со ставкой рефинансирования и на соответствующую величину.
Факторы, повлиявшие на изменение процентных ставок
По словам главы Нацбанка, фундаментальные факторы как со стороны деловой активности и бюджетной политики, так и со стороны монетарных условий продолжают формировать предпосылки для постепенного замедления роста цен в ближайшее время.
По оценкам регулятора, сейчас трендовая инфляция и средняя интенсивность роста цен находятся вблизи 4%.
Инфляция к концу года будет на уровне целевых 5%
В октябре темп изменения потребительских цен в годовом выражении может сформироваться чуть выше сентябрьского уровня из-за плодоовощной составляющей. Это связано с эффектом низкой базы в ценах на плодоовощную продукцию в октябре 2018 года.
В то же время тенденция замедления монетарной инфляции, наблюдающаяся на протяжении двух кварталов, продолжится.
«Мы ожидаем, что к концу 2019 года инфляция сложится вблизи 5 процентов», - заявил председатель правления Нацбанка.
В 2020 году инфляция также не превысит 5%
Павел Каллаур отметил, что регулятор оценивал влияние всех факторов на горизонте до конца 2020 года. В прогнозируемых условиях и с учетом принятого решения по ставкам ожидается, что прирост потребительских цен по итогам следующего года также не превысит 5%.
Внешние условия
Нацбанк ожидает, что внешняя среда будет благоприятной для динамики цен в Беларуси.
Он отметил, что на фоне устойчивого замедления роста потребительских цен и уменьшения рисков, связанных в том числе с санкционной риторикой, наблюдается более быстрое снижение ключевой ставки в Российской Федерации. ФРС США и ЕЦБ продолжили смягчение своих политик.
«В целом последние принятые решения ключевых монетарных регуляторов свидетельствуют в пользу ослабления инфляционного фона и меньшего давления на внутренние цены в Беларуси в среднесрочном периоде», – сказал глава Нацбанка.
Внутренние факторы
«Со стороны внутренних факторов также не ожидается проинфляционного давления», - сообщил Павел Каллаур. Рост экономики будет характеризоваться сбалансированной динамикой внутреннего спроса и внешней торговли.
Риски в связи с ростом зарплаты
Регулятор по-прежнему уделяет большое внимание оценке рисков, связанных с динамикой заработной платы. Ее годовой рост незначительно ускорился в третьем квартале. Одновременно наблюдалось усиление сберегательных процессов в экономике.
О курсе рубля
Возросшее в текущем году чистое предложение валюты на внутреннем рынке обусловило номинальное увеличение эффективного курса белорусского рубля, что также ограничивало повышение цен.
В среднесрочном периоде ожидается сохранение дезинфляционного влияния со стороны курса белорусского рубля, вместе с тем постепенно оно будет ослабевать.
Инфляционные ожидания
Будущая динамика инфляционных процессов во многом будет зависеть от величины и направления изменения инфляционных ожиданий.
По словам главы Нацбанка, сегодня они чувствительны к экономическим шокам. Сильное увеличение регулируемых государством тарифов и избыточная волатильность цен на плодоовощную продукцию оказывают значимое влияние на инфляционные ожидания.
Повышенный уровень инфляционных ожиданий – это фактор риска для ценовой стабильности. Но ожидается, что постепенно ситуация изменится, в том числе по мере того, как интенсивность инфляционных процессов стабилизируется.
В последующем регулятор продолжит учитывать весь комплекс внешних и внутренних условий, в первую очередь фактическую и ожидаемую динамику инфляции в сравнении с целевым ориентиром, а также степенью реализации проинфляционных рисков.