
БРИКС работает над несколькими проектами, связанными с проведением расчетов между странами – участницами альянса. Об этом рассказал министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая на саммите в Рио-де-Жанейро.
В частности, идет развитие трансграничной платежной инициативы с созданием расчетно-депозитарной инфраструктуры. Кроме того, пишет «Интерфакс», специалисты блока рассматривают меры для повышения эффективности особых экономических зон.
– В развитие договоренностей Казанского саммита БРИКС 2024 года прорабатываются проекты трансграничной платежной инициативы, независимой расчетно-депозитарной инфраструктуры, создания перестраховочных мощностей, повышения эффективности особых экономических зон, – перечислил Лавров в своем выступлении.
Он добавил, что в рамках объединения «совершенствуется механизм пула условных валютных резервов, включая использование альтернативных доллару валют».
По данным главы российского МИД, доля стран БРИКС в российском товарообороте в 2024 году превысила 48 %. При этом 90 % взаимных расчетов идут в национальных валютах.
Ранее сообщалось, что президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, выступая на Бизнес-форуме БРИКС в Рио-де-Жанейро, назвал стратегической целью сотрудничества в рамках альянса использование национальных валют и создание моментальных и безопасных платежных систем под эгидой центробанков стран БРИКС.
Что это даст
О том, какие преимущества для бизнеса и обычных граждан несет создание единой расчетной депозитарной инфраструктуры и использование национальных валют в расчетах между странами БРИКС, Myfin.by объяснил старший преподаватель экономического факультета БГУ Михаил Чепиков.
По оценке эксперта, выгода прямая: не надо использовать чужие инфраструктуры для проведения расчетов.
Расчеты без использования системы SWIFT означают отсутствие уязвимости к санкциям, запретам и прочему.
И если в своей инфраструктуре использовать национальные валюты, расчеты станут дешевле. Ведь использование чужих валют – всегда накладная операция: за это приходится платить. Сократить издержки можно, если использовать технические возможности блокчейна и цифровых валют. Остается вопрос, как это выстроить и согласовать.

– Инфраструктура, о которой идет речь в границах БРИКС, – это вообще не про то, что через нее идут деньги. Это – система обмена информацией о платеже, о том, кто, кому, как, откуда, куда переводит деньги, с указанием всех реквизитов и так далее. И если в этой инфраструктуре будут задействованы национальные валюты – может быть, с высокой вероятностью цифровые, – то это будет вторая выгода.
А третья заключается непосредственно в самой БРИКС. Если страны усиливают торговлю между собой, применяя национальные валюты, то выгоды от использования этой инфраструктуры будут очень-очень высокие.
Итак, очевидны три преимущества. Первое – независимость в расчетах, второе – не нужно платить за использование чужих валют, и третье – получаем стимул для развития торговли.
– Если вы не несете дополнительных издержек на оплату инфраструктуры и чужих валют, то товары и услуги внутри объединенного рынка могут быть дешевле, и обмен этими товарами и услугами может возрасти, что взаимно очень выгодно. Бизнес сможет покупать больше чужих товаров по более низким ценам.