Не секрет, что бизнес не может существовать без денег. Собственные или заемные – средства нужны постоянно. За последние 7-8 лет ставки по привлеченным кредитам упали с 90% до 10-15%. Падение ставок повлекло резкий рост спроса на заемные ресурсы со стороны как населения, так и бизнеса.
В 2018 году доля малого и среднего бизнеса в белорусском ВВП составила 25%, а не 75%, как в развитых государствах. Увы или к счастью, но регулятор ввел нормативы по максимальным кредитным ставкам, что спровоцировало переход рынка кредитования из стадии активного, а зачастую и агрессивного роста, в стадию выжидания. Поэтому в 2019 году сложно будет ожидать прирост по кредитному портфелю банков на уровне прошлого года. А это порядка $2,5 млрд в эквиваленте за год.
Видя эту проблему, финансовые стартапы из Беларуси провели исследования и предложили свои пути решения. Так, компания КэшМаркет (CashMarket) запустила в мае 2019 года онлайн-биржу CashMarket.by по подбору заемных ресурсов.
Руководитель компании Татьяна Мойсеенок вместе с супругом в течении 9 месяцев занимались описанием логики и всех возможных сценариев, которые могут возникать на обеих сторонах сервиса. Имея представление о том, с какими проблемами сталкиваются клиенты при привлечении финансирования, создатели платформы предположили, что кредит может быть продуктом для купли-продажи и решили помочь белорусским компаниям оптимизировать финансовые расходы.
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- расчетные карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
Разработчики сервиса дали возможность встретиться на их платформе бизнесу и белорусским банкам. Бизнес-модель сервиса построена на существующих проблемах этих отношений. А именно:
- малый и средний бизнес не имеет такого доступа к более дешевым банковским ресурсам, как крупный, являясь в то же время более перспективным направлением роста по мнению международных экспертов из ЕБРР, МБРР и МВФ;
- при этом крупный бизнес вынужден находиться в постоянном поиске еще более дешевых ресурсов, чем он имеет;
- доступ к предложениям банков в лучшем случае возможен через сводные лидогенерационные платформы, которые не могут отображать информацию в режиме реального времени;
- для заключения предварительных договоренностей о ставке кредитования в случае изучения всего рынка необходима подготовка 24 досье по форме каждого банка в отдельности, что «съедает» огромные временные и финансовые ресурсы;
- даже составление рейтинга предложений после тендера не дает уверенности получения максимально выгодной процентной ставки, т.к. процесс остается статичным.
Поэтому стратегию финансового сервиса разработчики направили на решение указанных проблем, создав онлайн-аукцион, где банки борются за клиента, предлагая ставки на понижение.
В таком случае результат для клиента становится предельно ясен:
- банки постоянно заботятся о клиенте, иначе он уйдет;
- клиент получает самое интересное предложение не от одного банка, а от целой группы кредиторов;
- время своих финансовых гениев учредитель компании или CEO направляет в русло аналитики, а не тратит его на оформление документов для банков.
Казалось бы, онлайн-биржа загоняет банки в угол, не предлагая ничего взамен. Однако и банки находятся в выигрыше:
- нет «пустых» звонков в поисках клиентов – из 20 звонков раньше можно было пригласить на встречу максимум 2 клиентов без надежды на результат: CashMarket уже разместил резюме соискателей кредитов перед кредиторами;
- теряя в маржинальности корпоративного кредитования, банки получают базу для проработки иных направлений: зарплатных проектов, валютно-обменных операций, свободных ресурсов на счетах компании или карточках ее сотрудников. Более того, используя часть данных, есть шанс передать доходность на розничные департаменты и поработать не с самой компанией, а с ее сотрудниками на предмет выдачи карт рассрочки, кредитов и т.д.
- платформа – это реальный монитор для отслеживания стратегии работы конкурентов, больше не будет разговоров вроде «слышал», «сказали» и пр.
Владельцы компании двигаются дальше и ведут работу над добавлением сервисов по экспресс-кредитованию, лизингу, розничному финансированию и т.д. В планах – привлечение помимо банков иностранных кредиторов, инвестиционных и пенсионных фондов, развитие прямого корпоративного финансирования, а также выход на международные рынки.
Компания является финалистом битвы стартапов Startup Weekend Minsk и SeedStars Minsk 2019, участвует в корпоративном акселераторе группы компаний ВТБ.
Благодаря подобным белорусским проектам у начинающих предпринимателей и уже существующего малого и среднего бизнеса появляются шансы на развитие наравне с гигантами рынка.
Это партнерский материал. Он создан при поддержке компании CashMarket.
УНП 690672855