Минск столкнулся с дефицитом крупных офисов. Несмотря на большой объем вакантных площадей в бизнес-центрах, качественных площадей на 1 тысячу «квадратов» и выше на рынке осталось крайне мало.
Об этом рассказал менеджер проектов по административной недвижимости «Твоя столица. Управление проектами» Артем Жданьков.
По его словам, сейчас в Минске пустует около 46 тысяч квадратных метров площадей. Больше всего вакантных офисов в бизнес-центрах B-класса – около 30 тысяч «квадратов». В административных объектах класса «C» вакантно 9 тысяч, а в зданиях A-класса – немногим более 7 тысяч.
Сложности с поиском арендаторов испытывают также владельцы встроенных помещений и объекты, находящиеся в государственной и коммунальной собственности, говорит Жданьков.
Вместе с тем ситуация с крупными офисами развивается противоположным образом. Компании, занимающие от 1 тысячи квадратных метров в бизнес-центрах, испытывают трудности с поиском качественных офисов. Немного проще найти офисы площадью около 500 «квадратов».
– Чем больше компания, тем меньшим выбором она располагает, – пояснил специалист. – Достойные офисы на тысячи «квадратов», в которые можно заехать с минимальными вложениями, можно пересчитать по пальцам. Причем лишь несколько из них отличают удачное местоположение, т.е. близость к центру или метро, хорошая обеспеченность парковками и качественная техническая начинка.
Многие крупные компании задумываются о переезде в новое место, но так и не начинают изучать информацию о качественных объектах. В результате они продолжают ютиться в старом офисе, который они уже «переросли», и мирятся с неудобствами, рассказывает Жданьков.
Крупным арендаторам непросто сделать выбор, ведь приходится учитывать десятки факторов.
– Например, недавно мы подбирали одной известной компании офис на 1 500 квадратных метров. Так вот решение принимали все: местный офис, зарубежное руководство и, наконец, рядовые сотрудники, голос которых имел наибольший вес. В итоге им удалось переехать на площади, которые в два раза просторнее, комфортнее, да и находятся ближе к центру города. При этом расходы на аренду для них остались в приемлемых рамках, – поясняет эксперт.
Однако, по его словам, далеко не все девелоперы могут удовлетворить потребность якорных арендаторов в крупных площадях. Большинство бизнес-центров изначально строились в «долевку» под широкий пул арендаторов – компании малого и среднего бизнеса. Небольшие офисы на рынке сейчас в изобилии. Спрос на них давно не поспевает за предложением.
В то же время снижение ставок замедлилось, говорит Жданьков. По данным отдела консалтинга и аналитики группы компаний «Твоя столица» офисы в бизнес-центрах А-класса предлагались в среднем за 17,8 евро с НДС за квадратный метр, B-класса – 10,7 евро, класса «C» – 7,9 евро.
– Похоже, рынок нащупал точку равновесия – собственникам и арендаторам удалось прийти к общему знаменателю. В дальнейшем цены аренды офисов если и будут снижаться, то не столь значительно, – убежден эксперт.
В 2017 году Минск, как ожидается, получит еще 40 тысяч квадратных метров офисных площадей, что приведет к еще большей вакантности на рынке. Все это может стимулировать миграцию компаний из старых зданий в новые бизнес-центры.
– Только что построенные объекты, как правило, предоставляют лучшие условия – это касается и качественных характеристик, и уровня ставок, что, безусловно, заставляет арендаторов задуматься о переезде. Дефицит площадей сохранится лишь для крупных компаний, которым предстоит более глубоко изучать рынок и прогнозировать свое развитие: повод не затягивать с переездом, если таковой планируется, уже есть, – считает Жданьков.