Лиза Сотилис – греко-итальянский скульптор, живописец и ювелир, также известная как коллекционер и меценат, привезла в Беларусь свою коллекцию артефактов, стоимостью в несколько миллионов долларов, для проекта токенизации. Об этом сама дизайнер рассказала, выступая на BLOCKCHAIN WORLD SUMMIT в Минске.
В коллекции 92-летнего дизайнера ‒ ювелирные украшения и скульптуры из 24-каратного золота, картины и художественные автоработы.
Как заявила сама Лиза Сотилис на открытии саммита, она выбрала Беларусь, потому что наша страна близка ей по ценностям:
‒ Я чувствую, что человечество как будто спит, но через технологии, криптовалюту, блокчейн мы сможем привнести в этот мир больше ценностей, которыми можно поделиться. Сейчас, используя токены, энергию в виде денег, можно раскрыть потенциал искусства и объединить людей. Можно привнести в мир больше возможностей через искусство.
Я вижу не очень правильный путь в том, что коллекционеры прячут предметы искусства в частных коллекциях. Благодаря новым технологиям появляется возможность раскрыть потенциал искусства и широко передать его людям. В итоге получится объединять и вдохновлять людей.
Лиза посетовала на то, что пока в мире технологии и искусство стоят поодаль друг от друга, но с помощью технологий их можно объединить и распространить искусство в самые далекие точки нашей планеты.
‒ На айтишников большая надежда, то, что они делают, имеет высокую ценность, ‒ подчеркнула дизайнер.
Финансист, эксперт в области токенизации Тарас Надольный так прокомментировал для Myfin.by проект Лизы Сотилис в Беларуси:
‒ Сейчас необходимо определить правовой порядок, как могут быть токенизированы объекты реального мира. А для токенизации объектов искусства нужно наработать и правовую практику. Для этого сейчас создается концепция развития цифровой среды в Беларуси, над ней работала соответствующая группа, проект концепции направлен в государственные органы для согласования.
Вместе с правоприменительной практикой будет возможна эмиссия NFT, появятся цифровые образы картин и объектов реального мира, в том числе из коллекции Лизы Сотилис. Возможно, это случится уже в новом году, предположил Тарас Надольный.
Рассуждая в целом о проектах токенизации в области искусства, эксперт добавил, что в любом случае рано или поздно обществу придется ставить вопрос: как монетизировать конкретный артефакт. Токенизация как инструмент монетизации выглядит очень привлекательно.
‒ Предоставить качественные инструменты превращения духовной ценности в материальную, в том числе через инструменты токенизации, ‒ это мейнстрим будущего. И Беларусь может добавить ценности в этом контексте, ‒ считает эксперт.
По оценке Тараса Надольного, в ближайшие 3‒5 лет белорусы увидят качественный тренд перевода объектов реального мира в цифровую плоскость.
‒ Токенизация предусматривает перевод реального объекта в цифровую среду. И когда этот цифровой образ создан в сети блокчейн, на каждом этапе жизни реального объекта и его цифрового образа в сети создается запись, которую никто не может изменить, это повышает ценность конкретного предмета искусства, его ликвидность. За счет этого можно продавать картины быстрее, перестают существовать границы, не надо физически доставлять объект.
Предмет искусства можно запросто посмотреть в цифровой среде, выбрать то, что нравится, и приобрести. При этом за каждым цифровым объектом присутствует реальная, в физическом виде, картина или другой предмет искусства. А инструменты токенизации направлены на то, чтобы смотреть на искусство, приобретать его, видеть, какая картина какую историческую жизнь проходит, мигрируя из одной частной коллекции в другую. Цифровые технологии позволяют сделать этот процесс прозрачным, объяснил эксперт.
У проекта Лизы Сотилис есть последователи в белорусском IT-сообществе. Несколько IT-компаний вступили в переговоры с белорусскими музеями о цифровизации предметов искусства из их коллекций.