
Лизинговые поставки белорусской техники на российский рынок за 15 лет достигли $2,5 млрд. Правительство продлило эту меру финансовой поддержки экспорта на 2025-й и 2026-й годы. Однако условия поддержки при участии госбюджета изменятся. Чего ждать лизинговым компаниям и производителям, рассказал начальник главного управления внешнеэкономических связей Министерства промышленности Виталий Борчук на конференции «Беларусь-Россия. Стратегии ведения лизингового бизнеса и международного сотрудничества».
Сейчас в программе экспортного лизинга участвуют 53 финансовые организации: 13 банков и 40 лизинговых компаний. Поставлять свою продукцию на условиях финансовой поддержки (по Указу № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь») могут 92 белорусских предприятия.
Условия поддержки экспорта, которые будут прописаны в договорах с лизинговыми компаниями на 2025 год, сейчас находятся на стадии окончательного согласования в Министерстве финансов. Виталий Борчук объясняет: в новом году будет дифференцированный подход к товарным группам, которые продолжат получать финансовую поддержку при экспорте.
Будут отобраны критичные позиции, интересные с точки зрения приоритетов национальной экономики. В частности, на поставки сельскохозяйственной техники размер компенсации может быть увеличен с двух третей до трех четвертей ставки рефинансирования. Также предлагается увеличить срок лизинга с 5 до 7 лет, но, опять-таки, не по всем товарным группам. Предусмотрена и отмена авансового платежа, но тоже не для всех товарных групп. Эти предложения должны быть приняты до конца этого года и вступить в силу уже в новой редакции указа № 466 при заключении новых договоров с правительством об участии в программе поддержки экспортного финансирования.
Как лизинг поддерживает экспорт
О том, как идет наращивание экспорта с поддержкой банков и лизинговых компаний, говорит такая статистика. В 2021 году весь экспорт Минпрома в Россию составил $3,184 млрд. При этом с поддержкой экспортного финансирования (через кредиты и лизинг) было поставлено белорусской продукции на $617 млн. Это значит, что доля поставок по указу № 466 оценивается в 19,4%. В том числе поставки с поддержкой лизинга составили $247 млн, или 40 % от программы поддержки.
В 2022 году экспорт Минпрома в Россию вырос до $4,9 млрд. Одновременно увеличилась и доля поставок с финансовой поддержкой ‒ до 30 %. При этом в ней в 3,5 раза вырос удельный вес лизинговых операций ‒ до 60 %.
В 2023 году экспорт в Россию еще вырос и составил почти $6 млрд. Однако произошло падение поставок с поддержкой экспортного финансирования, их доля снизилась до 17,4 %. Здесь объем лизинговых поставок снизился до 50 %.
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты рко
- кредитные карты
- расчетные карты
- лизинг новых авто
- лизинг бу авто
- лизинг авто для бизнеса
В первой половине 2024 года ситуация похожая: доля поставок с поддержкой экспортного финансирования та же ‒ 17 %. Сопровождение сделок со стороны банков и лизинговых компаний сложилось почти паритетным: 54 % ‒ лизинговая поддержка и 46 % ‒ кредитная. Поставки в физическом выражении (в штуках) сохраняются на прошлогоднем уровне, а в деньгах получен небольшой прирост.
Ключевые игроки
До сих пор ключевым поставщиком техники с экспортным финансированием был БелАЗ, который работает по лизинговой программе. Сейчас наблюдается спад отгрузок от этого производителя на 38 %: с $661 млн до $344 млн. Несмотря на это, продукция этого предприятия продолжает лидировать в структуре переданной в Россию техники. На втором месте по поставкам ‒ Минский автомобильный завод с долей поставок 14‒17 % всего экспорта. Произошло небольшое перераспределение в пользу некрупных поставщиков: если в 2022 году на их долю приходился 1 % отгрузок, то сегодня это уже 7 %.
‒ Это говорит о том, что сама корзина техники, поставляемой по лизингу, пересмотрена. В кругу поставщиков появились небольшие предприятия, расширился ассортимент. Предложение техники дополнено станками, оборудованием, чего не было ранее. Небольшое падение поставок есть у «Гомсельмаша», у Осиповичского завода транспортного машиностроения, ‒ комментирует Виталий Борчук.
Сейчас лизинговые компании интересуются, какими будут новые условия экспортного финансирования. В эту нишу хотели бы зайти новые компании, и Минпром начал работу над заявками в новый список.
‒ В ближайшее время ‒ в январе 2025 года ‒ мы переподпишем дополнительное соглашение с лизинговыми компаниями ‒ действующими участниками программы финансовой поддержки экспорта, сверим портфель заказов на 2025 год и ту сумму, которую выделяет госбюджет на программу. Если мы увидим оставшиеся ресурсы, которые могут быть выделены из бюджета на цели указа № 466, то далее переходим к рассмотрению новых компаний-участников, ‒ объяснил представитель Минпрома.
Сейчас у ведомства налажено партнерство с 5‒6 крупными компаниями, которые делают в совокупности 90 % всех поставок по лизингу. Так, в 2023 году в лизинговых поставках лидировали шесть компаний: «Альфа-Лизинг», «ВТБ Лизинг», «Стартрэк», «СберЛизинг», «Газпромбанк Лизинг» и «Росагролизинг». В первом полугодии 2024-го свои позиции уступили «ВТБ Лизинг» и «Стартрэк», но появилась Универсальная лизинговая компания, которая заняла их место в пятерке фаворитов.
‒ Деньги российские сегодня дорогие, поэтому важно понимать, что с инструментом лизинга можно работать в системе госзакупок. Есть договоренность о равных условиях работы с российским бизнесом: по одинаковым ставкам и авансам. Такой путь мы уже прошли с пожарной техникой, и дальше можно двигаться с более широким ассортиментом, работая с лизингом в системе госзакупок, ‒ подытожил Борчук.