Белорусская компания BREMOR когда-то проектировала цеха как конструктор и использовала «вёсла» при посоле рыбы, а сегодня это одно из крупнейших производств страны. Директор Сергей Недбайлов по случаю юбилейного года компании рассказал, с чего все начиналось и каковы перспективы бизнеса.
«Работа над цехами была похожа на сборку Lego для взрослых»
– 25 лет – серьезный отрезок в жизни человека. Для жизни компании – это еще более значимый период. Что в этой истории важно для вас?
– Почти все хорошее, что было в моей жизни, связано с этой компанией. Мне уже сложно провести границы между личным и рабочим, так они стерлись. Все, что происходит в коллективе и с бизнесом, сказывается на моей жизни. Учитывая количество времени, которое мы проводим на работе, для меня это уже как большая вторая семья.
Свои 25 лет мы встретили с двумя производственными площадками – в Беларуси и России. Главная находится в Бресте и включает пять цехов. Запуск каждого из них был для нас большим шагом. Почти всё мы разрабатывали своими силами вместе с производителями технологического оборудования из Исландии, Дании, Голландии, Японии, Польши, Китая. Они приезжали к нам и рассказывали о мировых новшествах в области переработки продуктов питания. Кроме того, мы сами посещали много специализированных международных выставок, а также современные передовые производства. На основе полученного опыта мы адаптировали лучшие мировые технологии под особенности нашего рынка и под нашу стратегию и потом уже внедряли на практике.
Помню, как создавали первые цеха на бумаге: рисовали карандашом на миллиметровке, вырезали производственные линии, раскладывали и собирали, словно Lego для взрослых. Бывало, что сталкивались с, казалось бы, непреодолимыми преградами – задачами, которые в Беларуси еще не решали. Но находили выход, перенимая опыт других стран и отраслей. Чувствовали себя первопроходцами.
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- расчетные карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
– И как проявить себя первооткрывателем в рыбном производстве?
– В 2002 году мы вывели на рынок икру мойвы, известную под маркой «Икра № 1». Сейчас она, кстати, популярна не только в Беларуси и России, но и в других странах мира. Это наша инновационная разработка, благодаря которой появилась абсолютно новая продуктовая категория на постсоветском пространстве – спреды. А началось все с желания сделать икру доступной. Раньше ведь существовал барьер: из-за высокой цены многие потребители не могли себе позволить красную и тем более черную икру. Мы нашли выход: создали продукт, который намного дешевле, но по своим полезным и вкусовым свойствам не уступает классическим деликатесным видам икры.
Неоднократно другие производители предпринимали попытки повторить наш опыт, однако безуспешно. Полки с этим продуктом сейчас занимают в крупных супермаркетах несколько метров. Однако мы по-прежнему остаемся лидером по производству «Икры № 1» как в Беларуси, так и в России.
«В первые годы рыбу перемешивали "вёслами" в тузлуке»
– Ряд ваших продуктов доминирует в своих категориях. Как вы этого добиваетесь?
– Много усилий вкладываем на первых этапах жизненного цикла продукта. Изучаем конкурентную среду, применяем метод фокус-групп, исследуем потенциальных потребителей и их ожидания. Досконально прорабатываем варианты дизайна упаковки, грамматуры продукта, а также вариативность вкусов.
Мы проводим эксперименты при запуске некоторых продуктов. Практикуем тестовые производства и собираем фокус-группы, которые дегустируют представленные образцы. Так мы можем убедиться, что продукт готов к выходу на рынок, или же понять, что его необходимо доработать.
Когда продукт закрепился на рынке, рассматриваем возможность расширить линейку, создать новые вкусы или увеличить грамматуру. В большинстве случаев это приводит не только к увеличению доли на рынке, но и к расширению самой категории.
– Есть байка, что первые годы сельдь перемешивали вёслами вручную. Это правда?
– Первая производственная площадка по выпуску филе сельди «Матиас» была оборудована на арендованных площадях. Действительно, в то время при посоле мы перемешивали филе вручную самодельными металлическими лопатками, внешне похожими на весла. Между собой мы их так и называли – «вёсла».
С одной стороны, все просто: работники за смену должны были по определенному графику перемешивать сельдь в чанах. Однако сложность заключалась в том, что ни технолог, ни мастер не могли проконтролировать, на какую глубину было погружено «весло» и как часто осуществлялось перемешивание, в то время как все эти условия очень влияют на качество просолки. Если соль недостаточно пропитает филе сельди, то продукт не всегда может выдержать срок хранения – и через 3 недели начнет окисляться. Мы не могли с этим мириться.
Поэтому при строительстве нового завода подход был совершенно другой. Цех, в котором сегодня производится сельдь «Матиас», оснащен оборудованием, разработанным по индивидуальному заказу компании под собственный технологический процесс. Мы изучили опыт зарубежных коллег и создали компиляцию лучших мировых технологий. Например, на немецком предприятии позаимствовали идею автоматизированных линий посола, а в Голландии и Дании – процесс созревания и перемешивания.
Мы установили оборудование, которое перемешивает филе в чане без участия человека. И это позволило обеспечить стабильное качество продукта с единым вкусом и сроком годности. Для нас это очень важно, ведь география поставок охватывает более 40 стран. Представьте, что кто-нибудь в Новой Зеландии найдет в магазине сельдь «Матиас» – и он получит филе с тем же вкусом, что и покупатель в Бресте или Минске.
Сейчас мы продолжаем внедрять роботов – оборудование, которое автоматизирует многие процессы. Это позволяет перевести высвободившихся сотрудников на те участки, где есть необходимость в ручном труде и особом, бережливом выполнении работ. Например, сельдь «Матиас» обесшкуривается исключительно вручную, чтобы сохранить ценный подкожный жир. Кроме того, существует перечень высокотехнологичных задач, выполнение которых также невозможно без участия человека. И в целом, учитывая мультикатегорийность и масштабы производства, мы всегда рады новым квалифицированным сотрудникам.
«Мы не спешим – стабильный рост лучше скачков»
– Компания, если смотреть в процентах ежегодного роста производства, прибавляет плавно, без скачков. Таков план?
– Мы придерживаемся пошагового развития. Начинали с небольшого производства: сначала выпускали сельдь «Матиас», потом освоили мороженое. Действовали поэтапно: когда продажи продукта стремились вверх, обновляли линию и автоматизировали процессы, чтобы выпускать больше. И если видели, что линия не справляется с объемами, тогда уже проектировали новую. Такой подход был заложен еще основателем бизнеса Михаилом Мошенским и масштабирован его сыном Александром.
Так, например, было с икрой мойвы, спредами и сурими. Показателен опыт с запуском ручной разделки лосося и его вакуумной фасовкой. Около года мы проработали в ручном режиме: прощупали рынок, научились разделывать и добились значительного снижения стоимости готового продукта. И уже после этого разработали и внедрили более сложную технологическую линию с автоматическими разделками и нарезками с точностью до грамма. Мы не совершаем поспешных действий – стабильный рост лучше скачков.
В итоге сегодня компания выпускает более 1000 видов продуктов в 12 категориях под 15 торговыми марками. Всего же за свою историю мы произвели свыше 1,7 млн тонн продуктов. Больше всего – сельди, продуктов из сурими, икры мойвы, полуфабрикатов и мороженого.
«Обсуждаем планы до 2037 года»
– На мой взгляд, очень важна атмосфера в команде. Какие бы цеха мы ни строили и какое бы оборудование ни покупали, без вовлеченных людей это мертвый балласт. Есть тело – это завод, цеха и оборудование, а есть душа – это коллектив. Мы не пытались собрать единомышленников по каким-то критериям, а старались создать такую атмосферу, чтобы людям было интересно работать. В частности, развиваем рационализаторство. Все конструктивные предложения выносятся на совет, а при их одобрении выплачиваются премии.
Все всегда зависит от человека: жизненные принципы отражаются на отношении к работе.
Если работник по жизни «улучшатель», то он, конечно, меняет к лучшему все вокруг себя. У нас в команде очень много таких людей. И это самое главное для развития бизнеса.
– Каким вы видите будущее и как далеко заглядываете в стратегическом планировании?
– Развитие компании никогда не должно останавливаться. Но всегда сложно загадывать далеко вперед. Сегодня мы обсуждаем планы до 2037 года. То есть наш горизонт планирования – 14 лет.
Мы уверенно растем, и это требует изменений. Пару лет назад мы построили логистический комплекс на природных хладагентах, а сейчас понимаем, что нам уже недостаточно его мощности. Стратегическое планирование – один из самых сложных и ответственных этапов в развитии бизнеса. И мы уделяем этому вопросу особое внимание. Например, сейчас наши специалисты работают над проектом по стратегическому планированию и прогнозированию продаж, в том числе с использованием искусственного интеллекта. На базе полученных данных мы сможем более эффективно спланировать складские и производственные мощности и в перспективе пересмотреть возможности нашего логистического комплекса.
Но точно могу сказать, что как бы ни менялись ситуация на рынке или прочие внешние обстоятельства, мы будем стремиться к воплощению нашей мечты – производить продукты питания, которые будут любить люди во всем мире. С этой идеи началась когда-то история компании BREMOR, и сегодня шаг за шагом мы продолжаем идти вперед.