В России на 57% вырос спрос на покупку отелей и баз отдыха. В регионах предложение формируют экоотели, глэмпинги и турбазы, в Подмосковье – крупные спа-отели и комплексы стоимостью от нескольких десятков миллионов рублей до 1–2 млрд. Эксперты считают, что тренд продолжит развиваться из-за ограничения полетов и роста популярности внутреннего туризма. Мы попросили председателя правления Республиканского союза туристической индустрии Филиппа Гулого прокомментировать эту информацию и сравнить ее с ситуацией на белорусском рынке.
Что в России?
Спрос на покупку отелей и баз отдыха за январь – июль 2022 года на фоне ограничения зарубежных поездок и роста популярности внутреннего туризма вырос на 57%, сообщает Forbes со ссылкой на данные Avito. За первые семь месяцев 2021 года спрос на покупку аналогичных объектов вырос только на 16% год к году. Рост интереса к приобретению отелей в 2022 году связан с увеличением популярности внутреннего туризма, считает руководитель макрокатегорий «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование и товары для бизнеса» на Avito Илья Дудковский. Развитию тренда способствуют ограничения на зарубежные поездки и развитие государственных программ по поддержке внутреннего туризма, уточняет он.
Масштабное развитие внутреннего туризма
Процесс, который происходит в туристической отрасли страны-соседки, можно назвать всячески, но все эпитеты, характеристики и описания подведут нас к термину «масштабное развитие». Причем развитие касается всех уровней: от системы госуправления до инвестиций и развития малого и среднего бизнеса. И все это за последние 2,5 года.
– Чем обусловлено столь массовое стремлением вложить деньги?! На мой взгляд, это:
- реальный спрос, многократно превышающий предложение, со стороны потребителя;
- сокращение, удорожание и ограничение иных направлений для отдыха;
- стимулирование со стороны государства потребителя в виде кешбэков;
- стимулирование бизнеса к инвестициям в виде целой серии смежных и косвенных субсидий и льготных программ, никак друг друга не исключающих;
- косвенное стимулирование производителей и поставщиков оборудования для инфраструктурных объектов путем таких же субсидий и льготного кредитования.
Как замечает Гулый, фактически можно на льготных условиях получить землю в виде хорошего рекреационного ресурса или городского участка, дешево прокредитоваться долгими деньгами в рос. рублях, а часть денег получить просто на развитие, которые не надо возвращать, есть и такие программы. Конечно, все это привлекает свободный капитал, что нуждается в применении. Привлекает предпринимателей из других сфер деятельности, где отсутствует подобный спрос и гарантированный сбыт продукта, приобретать и вкладываться в непрофильные активы .
К тому же туризм для многих, как некогда ресторанный бизнес, кажется делом простым и легким, так как каждый из нас ездил на отдых и имеет мнение по отелю или зоне отдыха.
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- расчетные карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
Что в Беларуси?
В Беларуси пока предприниматели не готовы инвестировать в готовые отели и дома отдыха. Не созданы соответствующие условия.
– Некоторые белорусские активные предприниматели, скорее всего, начнут инвестировать и пользоваться российскими ресурсами, но на территории РФ, трансформируясь в субъекты РФ. Когда в Беларуси реально посчитают цифры, автоматически придет и логичное решение, кому, что и зачем делать во имя какого конкретного результата. Ведь фактически премьер-министр Роман Головченко эту тему поднимал еще летом 2021 года. Его беспокоило, как работает и как развить туризм, используя природные богатства (рекреационный ресурс).
Картинка будущего
Почти каждый высокий руководитель представляет картинку, где в нужных местах, на дорогах существуют кафе и отели, и все они заполняются туристами. Все музеи и объекты показа имеют внебюджетный доход и молодых специалистов.
Потенциальные пляжные территории очищены, выстрижены, окультурены инвесторами, закуплено оборудования в виде беседок, глэмпингов, пляжного инвентаря.
Местная власть поставила в правильных местах знаки, шильды и туалеты, а местное население продает туристам сувениры, дрова, продукты, сдает в аренду байдарки, кемпинги, велосипеды, частично подрабатывая охраной и иным сервисом на платных пляжах и парковках, наполняя местный бюджет и создавая рабочие места.
В онлайне минчане и иные гости смогут «забукать» оборудованные площадки для костров и палаток, и в этих же приложениях есть информация о реках, флоре и фауне. Через каждые 25-30 км есть модульный отель, база или агроусадьба, где можно комфортно переночевать.
– И это все реально, возможно и правильно. Первый шаг к этой логичной цели – это начать правильно считать. Так как нельзя никуда прийти, пока ты не знаешь, где ты находишься. Возможно, масштабная стратегия соседей, несмотря на ряд ошибок и просчетов, послужит примером.