
- Управление проектами: ключевые тренды
- Реализовавшийся тренд. Гибридные команды
- Реализовавшийся тренд. Импортозамещение
- Актуальный тренд № 1. Soft skills и эмоциональный интеллект
- Тренд № 2. Рост персональной ответственности
- Тренд № 3. Управление организационными изменениями (Change management)
- Тренд № 4. Аварийный/форсированный режим работы
- Тренд № 5. Рост важности технологий и PMTQ (цифровая грамотность)
- «Обучаться управлению проектами только для того, чтобы лучше жить, не стоит. А вот чтобы жить интереснее — стоит»
«Можно ли быть руководителем проекта без образования? Можно. Можно ли быть родителем без каких-то специфических навыков и знаний? Да, пожалуйста. Но все шишки тогда ‒ за свой счет», ‒ Павел Алферов, профессор бизнес-практики Школы управления СКОЛКОВО, начинает наше интервью с мысли Билла Дункана, основного разработчика свода знаний по управлению проектами PMBoK.
В рамках совместного проекта с компанией «Образовательные технологии ВЕДА» поговорили с Павлом о трендах в управлении проектами, а также о том, как обучение проектному управлению помогает руководителям быть эффективными, завершать работы в рамках бюджета и в срок.
Управление проектами: ключевые тренды
‒ Павел, какие ключевые тенденции формируют будущее управления проектами?
‒ У меня как раз есть возможность поделиться с читателями Myfin.by самыми свежими данными. В декабре 2024 года в Москве прошла самая большая ежегодная независимая конференция по проектному управлению в России ‒ «Управление проектами». Это событие собирает практически всё региональное профессиональное сообщество, с которым вот уже несколько лет мы обсуждаем тренды в зале.
Как вы видите на графике, топ-5 трендов в управлении проектами в этом году занимают:
- Soft skills и эмоциональный интеллект (с существенным отрывом).
- Рост персональной ответственности.
- Управление организационными изменениями (Change management).
- Аварийный/форсированный режим.
- Гибридные подходы в управлении проектами (классика + Agile).
Данные из презентации Павла Алферова
Данные из презентации Павла Алферова
И есть два тренда, которые были в прошлые годы, но не попали в голосование потому, что перестали быть трендами ‒ они достаточно долго разворачивались и теперь уже превратились в нашу реальность. Это гибридные команды и импортозамещение. Я расскажу и о них, и о других лидирующих трендах подробнее.
Реализовавшийся тренд. Гибридные команды
‒ Что означает термин «гибридные команды» и как развивался этот тренд на протяжении последних 5 лет?
‒ Гибридные команды ‒ это команды, в которых часть членов работают в офисе, а часть ‒ удаленно. Этот тип команды стал более распространенным в последние годы благодаря развитию технологий, позволяющих сотрудникам эффективно работать из любого места.
Если смотреть на динамику этого тренда, то она выглядит примерно так:
- 2018‒2019: гибридные команды начинают набирать популярность, поскольку компании ищут способы снизить затраты, повысить гибкость и привлекать таланты из более широкого географического региона;
- 2020: пандемия COVID-19 ускоряет переход на гибридные команды, поскольку многие компании вынуждены перевести своих сотрудников на удаленную работу;
- 2021‒2022: гибридные команды становятся нормой для многих организаций, поскольку они признают преимущества как офисной, так и удаленной работы. Компании разрабатывают политики и процедуры для поддержки гибридных команд и содействия эффективной работе;
- 2023 ‒ настоящее время: компании разобрались, для кого этот формат работы подходит, а для кого он неактуален. Там, где он адекватен, продолжается развитие лучших практик для управления гибридными командами. Компании внедряют технологии, которые облегчают сотрудничество и общение между офисными и удаленными сотрудниками.
‒ Какая основная сложность в работе с гибридными командами?
‒ Есть несколько сложных моментов. К примеру, один сотрудник приходит в офис и работает с девяти до шести, другой находится в другом часовом поясе и подключается к работе только в шесть вечера. Как наладить их совместную работу?
Но с 2020 года компании научились успешно решать эту задачу через сдвижку часов присутствия, правила коммуникации и специальные IT-системы. Однако этот формат не всем подходит. Есть и такие организации, которые придерживаются исключительно личного присутствия или, наоборот, полностью удаленной работы (в основном это IT-компании).
Когда все находятся вместе (в офисе либо удаленно) ‒ это проще, потому что все в равных условиях. А вот когда в команде 10 человек, из которых 7 работают в офисе, а 3 удаленно, ‒ возникают нюансы, которые на первый взгляд кажутся незначительными, но в действительности имеют большое значение. Если эти трое – не активные экстраверты, скорее всего, об их существовании забудут, и семеро присутствующих офлайн будут строить свою групповую динамику.
Дело в том, что личное общение, когда вы говорите непосредственно, отличается от общения в онлайне.
Офисные сотрудники могут создавать свою групповую динамику, в то время как удаленные коллеги остаются вне ее.
‒ Назовите несколько объединяющих факторов для распределенных команд.
‒ Прежде всего у всех должны быть четкие и понятные общие цели: что мы делаем, кто за что отвечает и чего ожидаем от каждого.
Еще один важный момент ‒ доверие. Для гибридных команд особенно важно, чтобы сотрудники доверяли друг другу. Поэтому даже они стараются хотя бы раз в квартал собраться в офлайне, чтобы посмотреть друг другу в глаза и наладить отношения.
И, наконец, должны быть четкие правила работы для гибридных команд. Например, в ситуации, когда 7 человек в офисе и 3 удаленно, в обсуждении любого вопроса обязательно должны высказаться те, кто подключился онлайн. Если им нечего сказать, то они просто сообщат об этом. Но к ним обязательно нужно обращаться.
‒ Подытожим?
‒ Конечно. Сегодня гибридные команды уже являются неотъемлемой частью ландшафта управления проектами, и ожидается, что они останутся таковыми еще очень надолго.
Реализовавшийся тренд. Импортозамещение
‒ Давайте посмотрим на второй тренд: импортозамещение. Какое отношение он имеет к управлению проектами и как развивался?
‒ Импортозамещение ‒ это практика замены импортных товаров и услуг отечественными. В контексте управления проектами импортозамещение означает переход с иностранных информационных систем управления проектами (ИСУП) на отечественные аналоги.
Например, до недавнего времени очень многие компании использовали известные сервисы для управления проектами Trello и Jira. Ну а сейчас их уже массово заменяют аналогами: «Кайтен, «Ютрэк», «Яга» (забавное название от Ростелекома. А еще у них есть «Ёжка») и другими ‒ в этом никакой сложности нет.
Динамику тренда можно описать так:
- 2018‒2019: растущие опасения по поводу безопасности данных и зависимости от иностранных поставщиков побуждают некоторые организации рассмотреть отечественные информационные системы управления проектами или ИСУП;
- 2020: пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения на поездки и торговлю усиливают интерес к импортозамещению, поскольку компании уже ищут альтернативы иностранным системам;
- 2021‒2022: геополитическая напряженность и санкции, введенные против России и других стран, ускоряют тренд импортозамещения. Компании активно ищут отечественные ИСУП для обеспечения непрерывности бизнеса и соответствия нормативным требованиям;
- 2023 ‒ настоящее время: продолжается разработка и внедрение отечественных ИСУП. Правительства и отраслевые ассоциации поддерживают развитие отечественных технологий, создавая стимулы и предоставляя финансирование.
Сегодня импортозамещение уже перестало быть трендом – все, кто решили импортозаместиться, уже активно импортозамещаются.
Актуальный тренд № 1. Soft skills и эмоциональный интеллект
‒ Перейдем к развивающимся трендам. Тренд № 1 – soft skills: с одной стороны, можно сказать, что этот тренд уже есть, а с другой ‒ есть ощущение, что там еще непаханое поле. Разъясните, на каком этапе развития находится этот тренд?
‒ Сейчас это действительно очень мощный тренд, хотя долгое время сохранялась иллюзия о том, что всё управление проектом можно свести к правильной методологической работе – определенным схемам, процессам, инструментам и чек-листам: делай раз, два, три ‒ и будет у тебя успешный проект.
Но сейчас стало понятно, что без работы с людьми, выстраивания личных отношений, понимания людей ничего не получится.
И большинство ответов на первый вопрос – ЛЮДИ. Ответ на второй вопрос – МЕТОДОЛОГИЯ.
Данные из презентации Павла Алферова
Данные из презентации Павла Алферова
Soft skills и высокий уровень эмоционального интеллекта критически важны для руководителя, управляющего проектами. Эти навыки помогают эффективно общаться с заинтересованными сторонами, строить отношения, разрешать конфликты и мотивировать команды.
Как я уже говорил, это понятный, закономерный, но всё же довольно молодой тренд. Еще в 2022 году он был на 7-м месте. Однако в последние годы я вижу, что всё больше и больше организаций признают важность soft skills. Это связано с ростом неопределенности, высокой волатильностью и большим количеством изменений. Схемы не позволяют с этим справиться, а правильная работа с людьми – позволяет.
Этот тренд точно будет развиваться, руководители станут уделять всё больше внимания развитию этих навыков не только в себе, но и в своих командах. Ну и, конечно, при подборе будут искать людей, которые хорошо этим навыком владеют. И это будет нелегко, потому что хороший руководитель проекта должен сочетать в себе несочетаемое: эмоциональный интеллект и умение хорошо коммуницировать, но в то же время высокую системность (читай: занудство). Сложно найти таких людей:)
Тренд № 2. Рост персональной ответственности
‒ Разве это не то, что было всегда?
– Не совсем. Длительное время из-за ряда особенностей управленческой культуры российские руководители проектов не имели полномочий для выполнения своей роли.
Яркий пример.
Провожу обучение руководителей проектов крупной технологической компании.
- Спрашиваю: «Какие решения вы можете принять сами?»
- Ответ: «Никаких. Со всеми вопросами идем к генеральному директору. Он решает». Очевидно, что в таких условиях сложно быть за что-то ответственным, кроме правильной передачи сверху вниз руководящих указаний.
Так что тренд на рост персональной ответственности впервые ярко проявился в 2022 году, на волне геополитических потрясений. Тогда он занял 4-е место. В 2023 году ушел аж на 9-е место. А сейчас внезапно резко поднялся. С руководителей проектов стали строже спрашивать за результаты.
Тренд № 3. Управление организационными изменениями (Change management)
‒ Что нужно понимать под управлением организационными изменениями и зачем это нужно компаниям?
‒ Управление организационными изменениями, также известное как Change management, подразумевает определенный перечень действий, направленных на управление человеческим фактором при проведении изменений в организации. Это критически важный аспект, например, в проектах по внедрению IT-систем и других инициативах, которые затрагивают людей и их рабочие процессы.
Исследования показывают, что большинство проектов по внедрению изменений терпят неудачу из-за сопротивления со стороны сотрудников.
Нельзя надеяться, что достаточно сказать человеку: «Мы сделали проект, всё поменяли, теперь вбивай гвоздики вот здесь» ‒ и эта его функция органично вольется в ваши процессы и будет эволюционировать вместе с ними.
Управление организационными изменениями признает, что люди играют решающую роль в адаптации бизнеса к переменчивым условиям внешней среды. И неспособность адекватно управлять человеческим фактором может привести к саботажу, низкому уровню принятия и сниженной эффективности.
‒ Вы говорили, что есть какой-то перечень действий, которые помогают в управлении изменениями. Можете перечислить?
‒ Конечно. Успешное управление организационными изменениями включает следующие последовательные шаги:
- коммуникация: четкое информирование сотрудников о сути, целях и преимуществах изменений. Регулярное информирование о ходе изменений и сбор обратной связи;
- вовлечение: предоставление сотрудникам возможности принимать участие в принятии решений и реализации изменений;
- обучение и развитие: обеспечение сотрудников необходимыми навыками и знаниями для работы с измененной системой;
- менторинг и поддержка: оказание помощи сотрудникам во время переходного периода;
- мониторинг и оценка: регулярное отслеживание прогресса и корректировка стратегии управления изменениями при необходимости.
‒ Есть ли альтернативные взгляды на управление изменениями? Всегда можно стукнуть кулаком по столу ‒ зачем всё усложнять?
‒ Стукнуть, конечно, можно. Некоторые руководители действительно считают, что авторитарный подход, основанный на приказах и наказаниях, более эффективен. У них такая позиция: «Сказали забить ‒ забивай. Не хочешь ‒ увольняйся». Такой административно-командный стиль, при котором не надо возиться с людьми, надо просто им четко сказать, что делать, проконтролировать, что они делают, и всё.
Но опять-таки, исследования постоянно показывают, что такой подход может привести к негативным последствиям, которые мы уже перечислили выше. А вот правильное управление изменениями позволяет в 3–6 раз повысить успешность изменений. Так что эта тема будет активно развиваться.
Тренд № 4. Аварийный/форсированный режим работы
‒ Расскажите, когда он включается и какие риски несет: почему бизнесу нельзя жить в таком ритме постоянно?
‒ Как правило, у любого проекта есть стабильный ход. Но иногда возникают кризисные ситуации, и проект требуется срочно вывести из них.
К примеру, мог подвести подрядчик и не поставить оборудование вовремя. Или главный заказчик уволился, и теперь не понятно, как дальше продолжать работу. Кризисные ситуации могут возникнуть в любом проекте и на любом этапе его реализации.
Например, мы с вами пережили схожий опыт в СССР, только там это называлось мобилизационным режимом, а теперь используют термин «форсированный».
Под форсированным режимом подразумевается, что проект сразу запускают в экстремальных условиях и его необходимо выполнить как можно скорее.
Например, форсированный подход может быть оправданным в некоторых ситуациях:
- когда необходимо быстро решить острую проблему. Например, в условиях начала СВО нужно было оперативно перестроить логистические цепочки и производственные объекты. Благодаря этому экономика России не пострадала;
- когда нет времени на тщательное планирование. Например, когда банки попадают под санкции и нужно создать новые платежные схемы в короткие сроки;
- перепрофилирование больницы на тысячу коек для лечения COVID-19, которое было выполнено за 10 дней, хотя обычно на это требуется больше года.
Однако нужно быть готовыми к тому, что форсированный режим может привести к ошибкам:
- в спешке можно упустить важные детали и совершить ошибки, которые трудно исправить;
- спешкой можно создать дополнительный стресс для сотрудников;
- чрезмерное давление на команду может привести к выгоранию и снижению эффективности.
Но когда «черные лебеди» прилетают один за другим (а в последнее время именно так и происходит), вот такие форсированные проекты становятся нормой жизни.
‒ Когда точно не стоит применять такой подход?
‒ Ну, знаете, я так аккуратно отвечу. Вообще, это работа на пожаре. Когда не стоит работать на пожаре? Когда пожара нет.
Но есть такие топ-менеджеры, которые считают, что если пожара нет, то надо поджечь и всем вместе тушить.
Так вот когда многие топ-менеджеры видят, что удалось сделать какую-то задачу за неделю, они думают: «Давайте будем все проекты делать за неделю. Чего ж нет?» Но это сильно выматывает людей.
Конечно, когда все понимают, что действительно надо, ‒ это одно дело. А когда начальник приходит и говорит: «Я решил провести цифровую трансформацию. Все делают ее 2‒3 года, а мы сделаем за полгода, мы же круче! Давайте, побежали». Все в один голос отвечают: «А зачем?»
Попытка перевести проект в форсированный режим при отсутствии объективных для этого обстоятельств, я считаю, ‒ это неправильно и недальновидно.
Тренд № 5. Рост важности технологий и PMTQ (цифровая грамотность)
Термин PMTQ (Project Management Technology Quotient ), по аналогии с IQ (логический интеллект) и EQ (эмоциональный интеллект), ввела компания PMI, чтобы подчеркнуть значимость технологий для современного менеджера. Он подразумевает оценку способности руководителя адаптировать, управлять и интегрировать передовые технологии в рамках проекта или организации.
Тут всё достаточно очевидно, но принципиальных прорывов пока не видится. Буду рад ошибиться, а то пока даже по западным исследованиям больше половины проектов делаются в условном ворде и экселе, несмотря на повсеместную цифровую трансформацию. Возможно, ситуацию изменит ИИ – есть много споров на тему того, как он повлияет на управление проектами.
«Обучаться управлению проектами только для того, чтобы лучше жить, не стоит. А вот чтобы жить интереснее — стоит»
‒ Может ли опыт управления проектами быть полезен в повседневной, частной жизни?
‒ Проект ‒ это что-то сложное, что делается коллективно, в условиях ограничений. В жизни такие ситуации встречаются, но не так часто. Кроме того, проектный инструментарий часто может быть излишне сложным.
Если проводить аналогии с автомобилем, то обычные жизненные задачи – это как управление малолитражкой: всё достаточно просто и понятно. А управлять проектом – это как управлять БелАЗом – всё гораздо сложнее, редко востребовано в обычной жизни.
Хотя если вы делаете ремонт в квартире, опыт проектного управления вам поможет. Но, повторюсь, в обычной жизни не так много ситуаций, в которых можно применить этот опыт. Однако целенаправленно обучаться управлению проектами только для того, чтобы лучше жить, не стоит.
Ну а чтобы получить качественный навык управления проектами, нужно много учиться. И срок обучения зависит от того, какими проектами вы будете заниматься.
Например, разработка сайта ‒ это тоже проект, но маленький и простой, особого образования для его реализации не требуется. Но если вам нужно создать сайт для крупного банка, то тут возникает много сложностей: нужна команда, необходимо учитывать интересы разных сторон, соблюдать контрактные обязательства и так далее. Такой проект нельзя реализовать, не обладая соответствующими навыками.
‒ Какие еще навыки будут преимуществом для руководителя проектов?
‒ Менеджер проектов должен разбираться в технологиях. Я поясню. Это нужно не для того, чтобы он стал каким-то архитектором или программистом. Но он должен понимать, как современные технологии могут помочь ему в достижении результатов; должен знать, какие есть технические решения и как их применить в конкретной ситуации. Это как про пятый тренд, про PMTQ.
Например, какое-то время назад бизнес начал общаться со своей ЦА в мессенджерах: WhatsApp, Telegram, Viber, хотя лет 10 назад никто даже и не думал о таком.
Сейчас актуальна тема GPT-чата: у него очень богатый функционал, но далеко не все понимают, как его можно использовать в своей работе.
Проактивность, насмотренность, адаптивность к современным технологиям ‒ это крайне важно для менеджера.
‒ Павел, насколько легко руководителю проекта поменять бизнес-домен?
‒ Человеку проще сделать этот шаг, когда он обладает определенными навыками, имеет багаж знаний: он может проводить аналогии, ему проще ориентироваться.
Но когда зрелый руководитель меняет сферу деятельности, например, с банковской на девелопмент, возникает вопрос: проектами какого типа он управляет?
Если он руководитель IT-проектов, то, честно говоря, нет особой разницы: банк, девелопмент или что-то еще. А вот если он был руководителем IT-проектов, а стал руководителем проекта в реальном секторе, то это драматический переход.
То есть смена домена легко дается, при том что сохраняется профиль проектов, которые берет в управление менеджер. В целом руководители проектов довольно успешно сменяют домены