Любой руководитель неоднократно сталкивается с неудобными вопросами от подчиненных. Подобные ситуации заставляют чувствовать себя не в своей тарелке. В своем блоге основатель акселератора Business Booster Александр Высоцкий рассказывает, как правильно реагировать на подобные вопросы. Эта статья будет актуальна всем руководителям, которые хотят улучшить коммуникацию внутри команды.
Как правило, эти неудобные вопросы о том:
- почему сотруднику приходится работать в неурочное время;
- почему он должен доделывать за кого-то работу;
- почему его не повышают по должности;
- почему уровень зарплаты не соответствует рынку;
- и многие другие.
Худшее, что вы можете сделать
Когда руководитель сталкивается с такими вопросами, ему хочется убежать, спрятаться и не отвечать. Самое неправильное, что можно сделать в этом случае ‒ отрицать вопросы или говорить, что они неуместны. Поступая так, руководитель фактически разрывает коммуникацию и портит отношения с подчиненными. Кроме того, он теряет способность воздействовать на человека. А все, что есть у руководителя ‒ это способность воздействовать, и она реализуется через общение.
Если на линии общения строятся баррикады и создаются заторы, она перестает работать. И руководитель теряет 90% своего влияния.
О том, как корректно отреагировать на неудобные вопросы и не потерять свое влияние, рассказываю дальше.
Какие вопросы ‒ неудобные?
Вы не чувствуете дискомфорт, когда подчиненный спрашивает, в какое время заканчивается рабочий день или когда будет перерыв на обед. Обратите внимание на одну вещь. Если вам задают вопрос, ответ на который у вас есть, вы чувствуете себя абсолютно нормально и уверенно. Вопросы становятся неудобными, только когда руководитель допустил ошибку.
С моей точки зрения, есть единственная и настоящая причина, почему какой-то вопрос для вас неудобен. Вы чувствуете ответственность за то, что где-то ошиблись. И когда вас напрямую спрашивают ‒ это кажется неприятным и вызывает негативные эмоции.
Например, вы управляете компанией, где заработная плата сотрудников гораздо меньше рынка. Вы знаете, что это ненормально. И как руководитель должны позаботиться о том, чтобы в компании была эффективная модель работы. Вы принимали сотрудников на работу и обещали им, что они будут получать приличную заработную плату. А теперь по определенным причинам не можете этого обеспечить. Возможно, это кризис или другие обстоятельства.
Ответственность руководителя
Тем не менее вы чувствуете свою ответственность за негативные результаты. И вопросы касательно заработной платы будут напоминать о проблеме и вызывать дискомфорт. Вопрос, который кажется неприятным и болезненным, всегда говорит об одном ‒ вы где-то ошиблись. Именно это и вызывает негативную эмоциональную реакцию. Потому что каждый человек хочет быть честным, порядочным и уважаемым.
Поймите, где допустили ошибку
Каждый раз, когда вопрос вызывает негативные эмоции, задумайтесь, почему так происходит. Скорее всего, в данной ситуации есть и ваша вина. Единственный способ, чтобы все уладить и решить недопонимания ‒ сделать работу над своими ошибками и исправить их.
Со временем вы обнаружите потрясающую вещь: вопросы подчиненных перестанут вызывать негативную реакцию и придавать рабочему дню негативный окрас. Все начинается именно с вас.
Чтобы не получать неприятные вопросы, нужно иметь определенную целостность в отношении того, что вы делаете. Все люди совершают ошибки. В моей жизни точно так же есть вопросы, которые могут вызывать эмоциональную реакцию. Как и любому человеку, мне надо будет приложить усилия, чтобы понять, где я допустил ошибку. Эмоциональная реакция возникает тогда, когда вы сами считаете сложившуюся ситуацию неправильной.
Как лучше не делать
Во что здесь не надо скатываться ‒ это в классический защитный механизм. Например, я открыл компанию в той области бизнеса, где невозможно зарабатывать. Это цена бизнеса. Есть бизнесы, где невозможно зарабатывать. Если такой бизнес пытаться развивать и масштабировать, это только принесет еще больше проблем.
Если это ошибка такого масштаба, значит, надо перестроить бизнес с нуля или вообще открыть другой. Обеспечить команду, вовремя платить зарплаты, покрывать расходы и так далее. На это нужно посмотреть честно.
Конечно, неприятно осознавать, что мы совершаем ошибки. Всегда хочется их скрыть. Большинство людей в этом случае начнет использовать самый распространенный защитный механизм ‒ обвинение других. При этом руководителю нужно принять во внимание одну очень важную вещь.
Пример
Представьте себе токаря, который на самом деле не владеет токарным станком, не знает разницы в режимах работы разных резцов, не знает свой инструмент. Он начинает делать свою работу потому, что ему поставили план.
Он будет портить заготовки, приносить убытки компании, у него будет очень низкая производительность, будут ломаться резцы, у него будет выходить из строя токарный станок. Точно так же руководитель. Если он не знает инструментов, которыми должен пользоваться, то будет делать ошибки и создавать проблемы. Естественно, ему будет неприятно отвечать на вопросы подчиненных, которые затрагивают эти темы.
Вывод
Один из фундаментальных шагов для руководителя ‒ это разобраться, что такое инструменты управления и как их правильно использовать.
Без знаний в области менеджмента невозможно грамотно управлять командой и делать так, чтобы каждый сотрудник приносил компании нужный результат.