
Проект первой белорусской криптовалюты не имеет ничего общего с системой сетевого маркетинга и пирамидального бизнеса. Талер может стать достаточно эффективным финансовым инструментом для развития экономики страны, малого и среднего бизнеса. Такое мнение высказал в комментарии Myfin.by один из создателей белорусской криптовалюты Денис ЛАВНИКЕВИЧ.
Идут переговоры с Нацбанком и биржами
Команда проекта нацелена на его дальнейшее продвижение – с учетом перспектив выхода в правовое поле, которые открывает Декрет №8 «О развитии цифровой экономики». По словам собеседника, предстоит решать разнообразные задачи в соответствии с «дорожной картой» развития проекта.
Денис Лавникевич подтвердил, что создатели талера в настоящее время активно работают с Национальным банком Беларуси, но отметил, что сообщать подробности пока что рано. «Это личные контакты. Когда они станут публичными – мы вам обязательно сообщим», – пообещал он.
Финансовый консультант компании TeleTrade Жанна Кулакова в комментарии Myfin.by отметила что талер торгуется сегодня только на одной бирже – Taler Exchange, созданной самими разработчиками талера. По ее словам, это неправильно, получается, что создатели талера сначала эмитировали его для себя, а теперь сами контролируют биржевые торги. Нужно выводить талер на другие биржи, независимые площадки, считает эксперт.
Комментируя эти замечания, Денис Лавникевич сказал, что создатели талера ничего для себя не эмитировали. «То, что у нас было, просто раздается различным бизнесам. Что касается выхода на другие биржи, то нужно сказать о двух моментах. Прежде всего, международные биржи. Мы сейчас выходим на них. Важно понимать, что это, во-первых, дорого и, во-вторых, долго. Но мы делаем это прямо сейчас. Что же касается белорусских бирж, то подходящие появятся только в начале апреля, после вступления в силу Декрета №8 (после 28 марта). И на первых же биржах мы будем торговать», – сообщил собеседник.
Не сидеть сложа руки
В ответ на замечания критиков проекта о том, что нельзя «решать проблему инфляции, привязав талер к белорусскому рублю», Денис Лавникевич подчеркнул, что авторы проекта не привязывали талер к белорусскому рублю. «Как вы вообще представляете подобный механизм привязки? И решать проблему инфляции – задача правительства, а не талера. Курс талера определяется только рынком, спросом и предложением», – сказал он.
Денис Лавникевич также прокомментировал заявления оппонентов о том, что сама идея об использовании свободных «частных» денег и децентрализации финансовых операций в стране с государственной монополией в финансовой сфере не реальна, как и попытки привлечь инвестиции с помощью талера и влиять на реальную экономику: «Да, подобные сомнения есть и у нас. Но значит ли это, что мы должны сидеть сложа руки и не пытаться ничего делать? Тогда мы уподобимся тому белорусу из анекдота, который сидит на стуле с гвоздем, вбитым острием вверх, и думает «А можа, так і трэба?».
Децентрализованная система
В связи с критическими высказываниями о том, что проект подобен системе сетевого маркетинга и пирамидального бизнеса и «обвал талера неизбежен», Денис Лавникевич отметил, что хотел бы «посоветовать этим критикам подучить экономику, а также разобраться, чем отличаются централизованные и децентрализованные системы». «Ну и понять, например, что мы талер создали, но мы его не «печатаем» и вообще никак не контролируем – это децентрализованная система», – добавил собеседник.
Создатели проекта ранее заявили о том, что намерены создавать сообщество по продвижению талера, системы лояльности и бонусов, потребительского майнинга. По словам собеседника, сегодня все это уже делается. «Есть сообщество с тысячами участников, есть три майнинг-пула на выбор (taler-pool.online, talerpool.by, tlr.idcray.com), собственная биржа, есть интеграция талера в бизнесы (те самые программы лояльности и не только)», – сообщил Денис Лавникевич. По его словам, вокруг талера уже создана большая инфраструктура, и этот процесс продолжается.
Рискам не стоит удивляться
Создатель белорусской криптовалюты считает естественным, что внедрение нового финансового инструмента связано с определенными рисками. В ответ на вопрос, как он относится к недавнему заявлению министра экономики Владимира Зиновского в интервью газете «Рэспублiка» о том, что операции с криптовалютами пока еще имеют рискованный характер и есть вероятность серьезных потерь для Беларуси, Лавникевич провел аналогию: «Автомобили в первые годы их существования тоже считали смертельно опасными – и да, действительно, тысячи людей каждый год гибнут из-за автомобилей. А до этого смертельно опасными называли поездки в поездах. Опасения сопровождают любую новую технологию, не стоит этому удивляться».
На вопрос, считает ли он, что со вступлением в силу Декрета № 8 талер получит полную легализацию, Денис Лавникевич ответил: «Не знаем. Мы не можем предсказывать действия наших чиновников».
От идеи до реализации
Как сообщал Myfin.by, первые транзакции в сети талера (taler, TLR) прошли 13 сентября прошлого года. 6 октября заработал сайт проекта – taler.site.
Ранее Денис Лавникевич отмечал, что озвученное соотношение в 10 белорусских рублей за 1 талер было взято буквально с потолка, чтобы была психологическая привязка, а дальнейший курс будет зависеть от применимости талера в реальной экономике. Идея создать белорусскую криптовалюту у него оформилась в мае-июне 2017 года. Разрабатывать проект он начал совместно с IT-менеджером Сергеем Лавриненко. Сейчас в команде около 20 специалистов.
Создатели 29 декабря прошлого года провели официальную презентацию талера. Они, в частности, заявили о принципе «неконкуренции талера с национальной валютой» – белорусским рублем и проинформировали, что уже сотрудничают с рядом компаний, например, с «Экологией города», создателями проекта «Вейшнория» и другими.
Разработчики подчеркивают, что этот проект некоммерческий, и они хотели стать первопроходцами во внедрении в Беларуси криптотехнологий. По их словам, талер «заточен» под белорусские нужды и проект будет способствовать экономическому росту, в том числе через малый бизнес и стартапы, через самозанятых белорусов.