За этим журналисты av.by обратились к председателю правления Белорусской автомобильной ассоциации Михневичу Сергею Евгеньевичу, который поделился своими соображениями о ценообразовании на авто в нашей стране и о том, сохранится ли такая динамика в будущем году.
— Сергей Евгеньевич, расскажите, от чего зависит цена на автомобиль, который реализуется на рынке Беларуси?
— Коротко ответить сложно. Цена на новый автомобиль зависит от курсовых колебаний на валютном рынке между национальной валютой, российским рублем, евро и долларом США. Это важнейший фактор, который влияет на цены в автосалонах дилеров. Но самым главным фактором здесь являются закупочные цены производителей. Из-за инфляции они меняются. К примеру, Российская Федерация ежегодно поднимает цены на продукцию своих заводов на 6%, потому что этот ценовой уровень соответствует уровню инфляции в стране.
Ну и, конечно, не стоит забывать о маржинальной доходности, которую оставляют для себя дилеры. Как минимум, они должны покрыть свои затраты на этапе реализации автомобиля на местном рынке. Иначе эта самая реализация будет убыточной. А если автодилеры включают в цену какие-то финансовые инструменты, это утяжеляет ее. Потому что все финансовые инструменты с уменьшенной процентной ставкой и выплатами банку по кредитам включают в себя компенсацию этим банкам со стороны дилеров. Вот эти факторы и будут ключевыми при формировании конечной стоимости авто. При этом я оттолкнулся от цен производителя, а уж какую маржу он закладывает в них, сказать не могу, потому что это коммерческая тайна даже для нас. Но этот момент, несомненно, очень важный.
— Если посмотреть на статистику продаж, то мы увидим серьезные изменения по сравнению с первой декадой 2018 года. К примеру, из ТОП-10 выпали Kia Sportage и Hyundai Creta, а новички рынка, Lada Vesta и Geely Atlas, вплотную приблизились к бессменной пока тройке лидеров — VW Polo Sedan, Renault Logan и Renault Sandero. С чем могут быть связаны текущие изменения?
— Здесь сразу стоит отметить, что успех продаж зависит не только от низкой цены на автомобиль в салоне дилера. Тут важно ещё сочетание цены/качества и достаточный объем производства, который импортер и производитель должны спрогнозировать заблаговременно. Для самого производителя очень важно не испытывать недостатка в комплектующих для конкретной модели на конвейере.
ТОП-10 самых продаваемых моделей в I квартале 2018 года
Также уровень продаж напрямую зависит от того, способен ли импортер поставить тот или иной автомобиль на рынок в нужном объеме. На мой взгляд, рынок, в первую очередь, формируется потребностями его покупателей. Именно поэтому у производителей такой разноплановый модельный ряд.
ТОП-10 самых продаваемых моделей за 3 квартала 2018 года
Сегодня наиболее востребованным сегментом у белорусов являются внедорожники, SUV-B и SUV-C. И если в некоторых сегментах производитель не присутствует, то наращивать объемы продаж он не может. А тот, кто имеет сразу несколько моделей в данных сегментах, соответственно, удерживает лидерство. Названные вами лидеры рынка являются таковыми благодаря совокупности факторов, которые я назвал. По всем озвученным критериям они оказались лучше.
— Позвольте, но при всем уважении к белорусскому производителю вряд ли именно Geely Atlas можно назвать лучшим предложением на рынке. Ведь при относительной доступности, а стоит он весьма приличных денег, для многих потребителей «Атлас» по-прежнему остается «темной лошадкой». Но при этом автомобиль уверенно стремится в лидеры…
— Конечно, успех Geely Atlas был для всех неожиданным. Но именно правительство сделало все, чтобы его покупали. В частности, активировав на рынке самый лучший финансовый инструмент для покупки автомобиля (прим.— кредит со сниженной процентной ставкой 1,9%). Никто из нынешних игроков сегодня не может предложить такой поддержки, которую оказало государство Geely белорусской сборки.
Поэтому я бы связал данный успех напрямую с такой административной поддержкой. В данном случае это был решающий фактор. Ведь если бы людям не была предложена такая кредитная программа, мы бы наблюдали гораздо более скромные результаты. К слову, объемы продаж прошлого года это подтверждают (прим. — за декабрь 2017 г. продано 194 авто). Но теперь модельный ряд Geely продолжает расширяться. Надо понимать, что это вовсе не случайно.
— При этом другие самые популярные марки — это автомобили бюджетного сегмента. Тогда как Atlas позиционируется производителем как автомобиль более высокого класса.
— Конечно. И это ожидаемо. В Беларуси не так много богатых людей. Однако те финансовые инструменты, которые предлагали дилеры, сделали новый автомобиль более привлекательным, чем все то, что продается на вторичном рынке. Это, пожалуй, и стало главным фактором, определяющим такой высокий рост рынка в 2018 году, — более 50%.
— И все же на автомобили премиум-класса спрос так и остался невысоким. Можно ли предположить, что некоторые Luxury бренды закроют свои автосалоны в Беларуси?
— Возможно все. Но я рискну предположить, что никто с развивающегося рынка Беларуси уходить не будет. По имеющейся у меня информации сегодня таких предпосылок нет. Вообще, премиум-сегмент был всегда стабилен. Даже при жестких валютных колебаниях. Маржа, заложенная в стоимость таких авто, позволяет это. Обвал рынка в первую очередь бьет по бюджетному классу, в котором маржинальная доходность, наоборот, небольшая. Естественно, что цена будет корректироваться в соответствии с рыночной ситуацией. К примеру, в этом году российский рубль сильно ослаб по отношению к доллару и наши дилеры получили возможность делать какие-то скидки, быть более гибкими. В текущей ситуации мы прогнозируем стабильный рост на 10-15% во всех направлениях.
Возвращаясь к вашему первому вопросу, упомяну и такую переменную, как прайс-индекс. Согласно ему одними из самых дешевых автомобильных брендов являются Renault и Lada. За ними следуют Skoda, Kia и некоторые бренды японской группы. Вот это сохранение позиций по прайс-индексу тоже анализируется дилерами для того, чтобы сохранить паритет, характерный для любого рынка, в большей степени европейского, к которому и Беларусь можно относить.
Как менялись цены на ТОП-10 самых продаваемых моделей с начала года
Название модели | Стоимость BYN, январь 2018 | Стоимость BYN, ноябрь 2018 | Разница в % |
Volkswagen Polo | 19 760 | 21 900 | +10,83% |
Renault Sandero Stepway | 19 380 | 21 200 | +9,39% |
Renault Logan | 14 880 | 17 800 | +19,62% |
Lada Vesta | 18 800 | 20 020 | +6,49% |
Renault Duster | 23 520 | 21 880 | -6,97% |
Geely Atlas | 35 570 | 35 200 | -1,04% |
Lada Largus | 19 250 | 20 570 | +6,86% |
Renault Kaptur | 27 550 | 29 800 | +8,17% |
Skoda Rapid | 23 500 | 25 300 | +7,66% |
Hyundai Creta | 31 580 | 32 900 | +4,18% |
— В странах ЕС дизельные двигатели все больше запрещают. Но, если мы относимся к европейскому рынку, как можно объяснить активную продажу здесь моделей с такими агрегатами?
— Все дело в ужесточившихся экологических требованиях. Сами производители тщательно изучают законодательные нормы каждого рынка и, соответственно, определяют потенциал продаж, исходя из этого. Российский рынок и рынок стран СНГ не ограничивают использование дизельных агрегатов: зачем кому-то сворачивать масштабное производство, в которое были вложены деньги? Но я также замечу, что даже в Германии до сих пор не принят окончательный запрет на использование таких моторов на тяжелом топливе. И вряд ли это случится до повсеместного распространения электротранспорта.
Лично я не вижу для развивающихся стран другой серьезной альтернативы. Электрокары еще достаточно дороги, а вложения в их инфраструктуру тоже требуются немалые. Соответственно, привлекательность электротранспорта вырастет нескоро. Так что с точки зрения расходов использование дизельных агрегатов до сих пор актуально. Да, сохранение экологии — вопрос важный, но для нашей страны он пока не стоит так остро. Хотя, думаю, и у нас со временем появятся какие-то ограничительные меры.
— Возвращаясь к продажам: вы уже сделали предварительный прогноз на ближайшее полугодие?
— Пока мы не делали серьезных прогнозов на полугодие, ведь текущий год еще не закончился. Но БАА предполагает, что положительная динамика сохранится. В зависимости от различных сценариев на белорусском рынке продажи могут еще вырасти на 10-15%. Но нынешний рост продаж грядущий 2019-й точно не повторит. Ключевые факторы, которые могут повлиять на рынок, — это курсовые колебания, непредсказуемость российского рубля по отношению к доллару и т.д. Единственное, на что мы можем рассчитывать, — это стабильность в белорусской экономике, прогнозируемая многими независимыми экспертами, и устойчивое отношение белорусского рубля к доллару. А вот как национальная валюта будет взаимодействовать с российской — пока неясно. При больших колебаниях последней это, несомненно, повлияет и на наш рынок. Те же санкции, введенные против России, как ни странно, влияют на авторитейл всего мира.
— А если предположить, что Россия откажется от использования в своей экономике иностранной валюты, как это отразится на нашем рынке?
— Это можно будет сказать только наглядно увидев, каким будет курс российского рубля по отношению к белорусскому. Ведь если эта мера приведет к укреплению российского рубля к доллару, а мы, соответственно, будем девальвировать свой рубль к доллару, то российская валюта усилится по отношению к белорусской. Следовательно, для нас машины российской сборки подорожают. Вот этот фактор может серьезно повлиять на наш рынок. Но в этой области прогнозы сейчас строить очень тяжело из-за недостатка данных.