Вы уверены?
Отключение аналитических cookie-файлы не позволит сделать сайт более комфортным для вас
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию отображения рекламы
Согласен
Не согласен

Почему белорусы продолжат покупать новые авто?

Почему белорусы продолжат покупать новые авто?
Почему белорусы продолжат покупать новые авто?
Почему белорусы продолжат покупать новые авто?
Текущий год для автомобильных дилеров Беларуси можно без натяжки назвать удачным. За редким исключением все официальные дистрибьютеры представленных в нашей стране брендов продемонстрировали устойчивый рост продаж. Некоторые — многократный. И хотя 2018 год еще не закончился, определенные выводы сделать уже можно.

За этим журналисты av.by обратились к председателю правления Белорусской автомобильной ассоциации Михневичу Сергею Евгеньевичу, который поделился своими соображениями о ценообразовании на авто в нашей стране и о том, сохранится ли такая динамика в будущем году.

— Сергей Евгеньевич, расскажите, от чего зависит цена на автомобиль, который реализуется на рынке Беларуси?

— Коротко ответить сложно. Цена на новый автомобиль зависит от курсовых колебаний на валютном рынке между национальной валютой, российским рублем, евро и долларом США. Это важнейший фактор, который влияет на цены в автосалонах дилеров. Но самым главным фактором здесь являются закупочные цены производителей. Из-за инфляции они меняются. К примеру, Российская Федерация ежегодно поднимает цены на продукцию своих заводов на 6%, потому что этот ценовой уровень соответствует уровню инфляции в стране.

 

Ну и, конечно, не стоит забывать о маржинальной доходности, которую оставляют для себя дилеры. Как минимум, они должны покрыть свои затраты на этапе реализации автомобиля на местном рынке. Иначе эта самая реализация будет убыточной. А если автодилеры включают в цену какие-то финансовые инструменты, это утяжеляет ее. Потому что все финансовые инструменты с уменьшенной процентной ставкой и выплатами банку по кредитам включают в себя компенсацию этим банкам со стороны дилеров. Вот эти факторы и будут ключевыми при формировании конечной стоимости авто. При этом я оттолкнулся от цен производителя, а уж какую маржу он закладывает в них, сказать не могу, потому что это коммерческая тайна даже для нас. Но этот момент, несомненно, очень важный.

— Если посмотреть на статистику продаж, то мы увидим серьезные изменения по сравнению с первой декадой 2018 года. К примеру, из ТОП-10 выпали Kia Sportage и Hyundai Creta, а новички рынка, Lada Vesta и Geely Atlas, вплотную приблизились к бессменной пока тройке лидеров — VW Polo Sedan, Renault Logan и Renault Sandero. С чем могут быть связаны текущие изменения?

— Здесь сразу стоит отметить, что успех продаж зависит не только от низкой цены на автомобиль в салоне дилера. Тут важно ещё сочетание цены/качества и достаточный объем производства, который импортер и производитель должны спрогнозировать заблаговременно. Для самого производителя очень важно не испытывать недостатка в комплектующих для конкретной модели на конвейере.

ТОП-10 самых продаваемых моделей в I квартале 2018 года

Также уровень продаж напрямую зависит от того, способен ли импортер поставить тот или иной автомобиль на рынок в нужном объеме. На мой взгляд, рынок, в первую очередь, формируется потребностями его покупателей. Именно поэтому у производителей такой разноплановый модельный ряд.

ТОП-10 самых продаваемых моделей за 3 квартала 2018 года

 

Сегодня наиболее востребованным сегментом у белорусов являются внедорожники, SUV-B и SUV-C. И если в некоторых сегментах производитель не присутствует, то наращивать объемы продаж он не может. А тот, кто имеет сразу несколько моделей в данных сегментах, соответственно, удерживает лидерство. Названные вами лидеры рынка являются таковыми благодаря совокупности факторов, которые я назвал. По всем озвученным критериям они оказались лучше.

— Позвольте, но при всем уважении к белорусскому производителю вряд ли именно Geely Atlas можно назвать лучшим предложением на рынке. Ведь при относительной доступности, а стоит он весьма приличных денег, для многих потребителей «Атлас» по-прежнему остается «темной лошадкой». Но при этом автомобиль уверенно стремится в лидеры…

— Конечно, успех Geely Atlas был для всех неожиданным. Но именно правительство сделало все, чтобы его покупали. В частности, активировав на рынке самый лучший финансовый инструмент для покупки автомобиля (прим.— кредит со сниженной процентной ставкой 1,9%). Никто из нынешних игроков сегодня не может предложить такой поддержки, которую оказало государство Geely белорусской сборки.

Поэтому я бы связал данный успех напрямую с такой административной поддержкой. В данном случае это был решающий фактор. Ведь если бы людям не была предложена такая кредитная программа, мы бы наблюдали гораздо более скромные результаты. К слову, объемы продаж прошлого года это подтверждают (прим. — за декабрь 2017 г. продано 194 авто). Но теперь модельный ряд Geely продолжает расширяться. Надо понимать, что это вовсе не случайно.

— При этом другие самые популярные марки — это автомобили бюджетного сегмента. Тогда как Atlas позиционируется производителем как автомобиль более высокого класса.

— Конечно. И это ожидаемо. В Беларуси не так много богатых людей. Однако те финансовые инструменты, которые предлагали дилеры, сделали новый автомобиль более привлекательным, чем все то, что продается на вторичном рынке. Это, пожалуй, и стало главным фактором, определяющим такой высокий рост рынка в 2018 году, — более 50%.

 

— И все же на автомобили премиум-класса спрос так и остался невысоким. Можно ли предположить, что некоторые Luxury бренды закроют свои автосалоны в Беларуси?

— Возможно все. Но я рискну предположить, что никто с развивающегося рынка Беларуси уходить не будет. По имеющейся у меня информации сегодня таких предпосылок нет. Вообще, премиум-сегмент был всегда стабилен. Даже при жестких валютных колебаниях. Маржа, заложенная в стоимость таких авто, позволяет это. Обвал рынка в первую очередь бьет по бюджетному классу, в котором маржинальная доходность, наоборот, небольшая. Естественно, что цена будет корректироваться в соответствии с рыночной ситуацией. К примеру, в этом году российский рубль сильно ослаб по отношению к доллару и наши дилеры получили возможность делать какие-то скидки, быть более гибкими. В текущей ситуации мы прогнозируем стабильный рост на 10-15% во всех направлениях.

 

Возвращаясь к вашему первому вопросу, упомяну и такую переменную, как прайс-индекс. Согласно ему одними из самых дешевых автомобильных брендов являются Renault и Lada. За ними следуют Skoda, Kia и некоторые бренды японской группы. Вот это сохранение позиций по прайс-индексу тоже анализируется дилерами для того, чтобы сохранить паритет, характерный для любого рынка, в большей степени европейского, к которому и Беларусь можно относить.

Как менялись цены на ТОП-10 самых продаваемых моделей с начала года

Название модели
Стоимость BYN, январь 2018
Стоимость BYN, ноябрь 2018
Разница в %
Volkswagen Polo
19 760
21 900
+10,83%
Renault Sandero Stepway
19 380
21 200
+9,39%
Renault Logan
14 880
17 800
+19,62%
Lada Vesta
18 800
20 020
+6,49%
Renault Duster
23 520
21 880
-6,97%
Geely Atlas
35 570
35 200
-1,04%
Lada Largus
19 250
20 570
+6,86%
Renault Kaptur
27 550
29 800
+8,17%
Skoda Rapid
23 500
25 300
+7,66%
Hyundai Creta
31 580
32 900
+4,18%

— В странах ЕС дизельные двигатели все больше запрещают. Но, если мы относимся к европейскому рынку, как можно объяснить активную продажу здесь моделей с такими агрегатами?

— Все дело в ужесточившихся экологических требованиях. Сами производители тщательно изучают законодательные нормы каждого рынка и, соответственно, определяют потенциал продаж, исходя из этого. Российский рынок и рынок стран СНГ не ограничивают использование дизельных агрегатов: зачем кому-то сворачивать масштабное производство, в которое были вложены деньги? Но я также замечу, что даже в Германии до сих пор не принят окончательный запрет на использование таких моторов на тяжелом топливе. И вряд ли это случится до повсеместного распространения электротранспорта.

 

Лично я не вижу для развивающихся стран другой серьезной альтернативы. Электрокары еще достаточно дороги, а вложения в их инфраструктуру тоже требуются немалые. Соответственно, привлекательность электротранспорта вырастет нескоро. Так что с точки зрения расходов использование дизельных агрегатов до сих пор актуально. Да, сохранение экологии — вопрос важный, но для нашей страны он пока не стоит так остро. Хотя, думаю, и у нас со временем появятся какие-то ограничительные меры.

— Возвращаясь к продажам: вы уже сделали предварительный прогноз на ближайшее полугодие?

— Пока мы не делали серьезных прогнозов на полугодие, ведь текущий год еще не закончился. Но БАА предполагает, что положительная динамика сохранится. В зависимости от различных сценариев на белорусском рынке продажи могут еще вырасти на 10-15%. Но нынешний рост продаж грядущий 2019-й точно не повторит. Ключевые факторы, которые могут повлиять на рынок, — это курсовые колебания, непредсказуемость российского рубля по отношению к доллару и т.д. Единственное, на что мы можем рассчитывать, — это стабильность в белорусской экономике, прогнозируемая многими независимыми экспертами, и устойчивое отношение белорусского рубля к доллару. А вот как национальная валюта будет взаимодействовать с российской — пока неясно. При больших колебаниях последней это, несомненно, повлияет и на наш рынок. Те же санкции, введенные против России, как ни странно, влияют на авторитейл всего мира.

 

— А если предположить, что Россия откажется от использования в своей экономике иностранной валюты, как это отразится на нашем рынке?

— Это можно будет сказать только наглядно увидев, каким будет курс российского рубля по отношению к белорусскому. Ведь если эта мера приведет к укреплению российского рубля к доллару, а мы, соответственно, будем девальвировать свой рубль к доллару, то российская валюта усилится по отношению к белорусской. Следовательно, для нас машины российской сборки подорожают. Вот этот фактор может серьезно повлиять на наш рынок. Но в этой области прогнозы сейчас строить очень тяжело из-за недостатка данных.

Текст: Максим КОЗЛОВ, фото: Алиса ЗАЦАРИННАЯ
Источник: av.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все