Почему вопрос цены — это принципиальный вопрос, как скажутся кризис и выборы президента 2015 года на онлайн-торговле, к чему приведет отмена «упрощенки» налогообложения для интернет-магазинов, а также о ценовых войнах, за что можно получить бан и многом другом MYFIN поговорил с директором и соучредителем старейшего в Беларуси торгового портала Shop.byВладимиром Комковым.
«Наверное, нужно начать с того, что Shop.by принадлежит одному из первых в Беларуси интернет-провайдеров, регистраторов доменов и операторов электронной почты ООО „Открытый контакт“. В компанию я пришел в качестве программиста в 2002 году, но давайте по порядку, — говорит Владимир Комков. — Все началось в далеком 1999 году с появлением первых заказчиков. Это были даже не столько бизнесмены, сколько энтузиасты интернета, которые хотели иметь свой интернет-магазин. „Открытый контакт“ увидел в этом перспективу и сделал несколько интернет-магазинов. Как вы понимаете, в 1999-2000 годах интернет-бизнес в Беларуси не был развит, не говоря уже про то, чтобы совершать покупки в интернете. Поэтому встала другая задача — как зазвать в эти магазины покупателей? И решение было найдено. Был разработан каталог — сайт со списком магазинов, рубрикатором и поиском по категориям, чтобы за один присест покупатель смог найти самое выгодное предложение, сравнив цены в нескольких магазинах. Так появился Shop.by. Первый раз проект был показан на выставке IT-технологий TIBO 4 апреля 2000 года. Эта дата является днем рождения проекта».
«Как я уже сказал, в команду Shop.by я пришел в 2002 году в качестве программиста-разработчика. Когда проект нужно было выводить на рентабельность, мне добавили полномочий и расширили зону ответственности. Много идей, в том числе и моих собственных, мы успешно воплотили в реальность. В 2010 году, когда Shop.by выделили в самостоятельную компанию, мне предложили стать ее директором и одним из соучредителей».
— Создавать подобного рода бизнес в 90-е годы — сродни самоубийству, ведь спроса, как такового, еще не было, рынок был неразвит. Как вы продумывали модель монетизации?
— Мы создали рынок. Нас сильно вдохновлял зарубежный опыт, например, проект Yahoo. Что-то мы взяли оттуда, что-то придумали сами. Так родилась наша модель, которая строится на двух предоставляемых продуктах. Первый — это программное обеспечение, шаблон, на базе которого клиенты могут быстро открыть собственный интернет-магазин. По сути, заключая с нами контракт, компания или ИП получают уже готовый сайт. Второй продукт — это непосредственно торговый портал Shop.by — площадка с общей базой товаров интернет-магазинов, которые размещаются на ней, а также юридической информацией об этих магазинах и отзывами посетителей.
На первом этапе модель монетизации строилась только на взимании платы за пользование программным обеспечением, в зависимости от параметров созданного магазина. Торговая площадка Shop.by на первых порах была не более, чем поисковиком по этим магазинам. Только в 2010 она превратилась в отдельный продукт, который по сложности ничем не уступает системе магазинов. Кроме того, стало понятно, что интернет-торговля — это серьезный и прибыльный бизнес. И та добавочная стоимость, которую делает площадка, приводя покупателя в магазин, ничуть не меньше, чем стоимость предоставляемого нами программного обеспечения для клиента. Мы стали размещать на Shop.by не только «свои» интернет-магазины, но и приглашать уже существующие. Так у нас появилась возможность зарабатывать непосредственно на размещении предложений магазинов на Shop.by, и весной 2011 мы сделали размещение платным. При этом мы были первыми из белорусских проектов, кто реализовал оплату CPC за привод посетителя с площадки Shop.by на страницу интернет-магазина клиента. Клиенты, разумеется, не аплодировали — переход пришелся на кризисное время — тем не менее, все серьезные продавцы оценили преимущество данного подхода и остались с нами. Так мы начали не только зарабатывать, но и развивать площадку Shop.by, как отдельный самостоятельный продукт. Кстати «Торговый портал» — наш собственный товарный знак, мы зарегистрировали его в 2006 году. Торговый портал — это Shop.by.
— По сути, получается, вы предоставляете альтернативную площадку для оффлайн-магазинов, которые сразу могут получить хорошую целевую аудиторию, не тратя много денег и времени на разработку собственного сайта?
— Да, у нас много клиентов, которые приходят из традиционной торговли и создают на нашей базе сайты, размещают их на Shop.by и других торговых площадках. Это неплохой вариант для оффлайн-торговли, так как при скромных издержках не нужно тратить годы для захода на этот высококонкурентный рынок.
— Какая у вас сегодня посещаемость?
— На нашей площадке размещается чуть менее тысячи белорусских интернет-магазинов. Что касается посетителей, то в сутки на Shop.by приходит порядка 40 тысяч белорусских покупателей. Месячный охват аудитории — это четверть жителей Беларуси. Если к этой аудитории добавить еще посетителей магазинов, которые работают на нашем ПО, то, наверное, более 50% белорусов, так или иначе, пользуются нашими продуктами, посещая или покупая на созданных нами площадках.
— Сколько изначально было вложено в проект? Как быстро вышли на рентабельность?
— На старте «Открытый контакт» рефинансировал прибыль других проектов в Shop.by. О прямых инвестициях разговора не было, поэтому назвать конкретную сумму нельзя — ее просто нет. На рентабельность мы выходили года четыре. Если сегодня кто-то попытается повторить наш успех и зайти на этот рынок — это будет нелегко. Речь пойдет о годах и, вероятно, миллионах долларов.
— Кто сегодня является вашими прямыми конкурентами? Составляют ли вам конкуренцию классифайд-ресурсы?
— Нашими прямыми конкурентами являются «Онлайнер», 1k.by, Яндекс.Маркет. Что касается классифайд-ресурсов (Kufar.by, «Из рук в руки»), то, как и традиционная розница, они не являются нашими прямыми конкурентами, тем не менее, они составляют нам конкуренцию. Мы считаем своими конкурентами всех, кто борется за покупателя, а также за деньги рекламодателя. Интернет-магазины могут рекламироваться как на Shop.by, так на Kufar.by или других ресурсах. Другой вопрос, что классифайд-ресурсы не очень удобно и технологично использовать для регулярной торговли, особенно в условиях нестабильного рынка. Если у магазина есть ассортимент, допустим, в тысячу наименований, ему постоянно нужно производить обновление цены и наличия тех или иных товаров. Неспециализированные ресурсы под это не заточены, поэтому менять информацию придется вручную, что отнимает уйму времени. Интернет-магазин — лучший инструмент для профессиональной интернет-розницы.
— В условиях нестабильного рынка и плавающего курса продавцы нередко переписывают цены на товары. И с этой точки зрения потребитель часто не защищен. Например, вы заказываете стиральную машину за одну цену, а уже после обеда курс доллара меняется — продавец просит доплатить. Или еще хуже — при резких скачках курса магазины просто закрываются «по техническим причинам», а открываются с новыми ценами. Вы с этим как-то боритесь?
— Я считаю, что вопрос цены — это принципиальный вопрос. Даже в ущерб себе продавец обязан поставить покупателю товар по оговоренной ранее стоимости. В противном случае он расплатится очень дорого — своей репутацией. В свою очередь мы работаем с негативными отзывами посетителей, которые сталкиваются с плохим сервисом, неактуальной информацией или неудачной покупкой. После проверки информации мы призываем продавцов к порядку, в редких случаях даже блокируем такие магазины. Так или иначе, стараемся разрешать эти конфликты.
Что касается организации работы с ценой в интернет-магазинах, то все зависит от модели этого магазина. Если он является импортером, имеет товар на складе, то его цены ежедневно не меняются. Если магазин выкупает товар у поставщиков после получения заказа покупателя (почти DropShipping), то и цены у него меняются гораздо чаще.
Все цены на товары продавцы «сообщают» нашей площадке в белорусских рублях. Чтобы цена, указанная на Shop.by была актуальной, мы стараемся обеспечить должный технологический уровень: клиент меняет цены в своем интернет-магазине, они автоматически изменяются и у нас. Ввести модерацию цены до того, как она появится на портале Shop.by невозможно — миллионы товаров, сотни магазинов. Но у нас есть постмодерация: мы мониторим цены, которые явно вываливаются из общего диапазона. Как правило, эти случаи связаны с человеческим фактором, ошибками программного обеспечения. Мы подсказываем эти моменты магазинам, и они их устраняют.
Фокус с закрытием магазинов последний раз происходил в декабре прошлого года, когда Минторг пытался загнать наиболее наглых участников рынка в правовые рамки. Чтобы привести свой бизнес в надлежащий вид и не попасть под санкции министерства магазины закрывались на несколько дней. Это разовое явление — катастрофы в этом нет. По крайней мере, с тех пор ситуация не повторялась.
— Ну, у нас на носу еще выборы...
— Я не думаю, что выборы как-то напрямую связаны с торговлей. Здесь в большей степени влияние оказывает экономический кризис. Сегодня белорусская торговля в целом и интернет-торговля в частности находятся в приличном кризисе. Покупательская способность снизилась, соответственно упали продажи, снизилось количество предложений, сократился ассортимент, рекламодатели ужимают бюджеты, некоторые и вовсе отказываются от рекламных кампаний. С начала лета мы видим отток рекламы на процентов 15%. Для нас это ощутимый показатель. Тем не менее, любой кризис — возможность измениться к лучшему и естественный отбор сильнейших.
— Сегодня многие интернет-продавцы говорят о ценовых войнах, демпинге, когда стоит одному игроку значительно скинуть цену, как тут же у других цена падает еще ниже, что позволяет подняться в первых строчках поисковиков. Что вы думаете по этому поводу, и боритесь ли вы с этим явлением?
— Войны и демпинг среди интернет-магазинов получили широкое распространение из-за высокой конкуренции. Для многих бизнесменов это является порой единственным конкурентным преимуществом. Есть же и другие маркетинговые инструменты! Да, они сложнее и «длиннее», но они дают зарабатывать долго, дают ресурсы для развития бизнеса.
Мы стараемся затруднить ценовые войны. Например, препятствуем массовой автоматизированной подгонке цен. Во-первых, подгонка резко повышает количество недостоверных цен. Во-вторых, станьте на место покупателя — кому понравится, выбирая несколько дней сложный дорогой товар, видеть каждый раз новую цену? Но, разумеется, мы не контролируем цены — цену определяет продавец.
— Выровняется ли покупательская способность к концу года, а также, какие товары у белорусов сегодня пользуются наибольшим спросом?
— Конец года для торговли всегда является жарким периодом — новый сезон, новый учебный год, рождественские и новогодние праздники, спрос в этот период всегда повышается. Относительно покупательской способности, то не думаю, что с ней произойдут какие-то кардинальные положительные изменения в течение оставшихся трех месяцев.
Если говорить про предпочтения белорусов, основываясь на анализе нашего ресурса, то на первом месте — это техника и электроника, на втором — товары для детей, на третьем — гаджеты, средства связи и компьютерная техника. Также повышенным спросом пользуются автотовары и мебель.
— Как вы можете прокомментировать инициативу МНС о лишении интернет-торговли упрощенной системы налогообложения?
— Думаю, проект изменений в Налоговый кодекс, который предусматривает запрет «упрощенки» для белорусских интернет-магазинов и сайтов, их рекламирующих, снизит конкурентоспособность мелкого и среднего бизнеса по сравнению с иностранными интернет-магазинами, а также рекламными и торговыми площадками. То есть продажи и товаров, и рекламы с нашего рынка уйдут к иностранцам, которые в белорусский бюджет налогов вовсе не платят. Поэтому отмена «упрощенки» никак не сможет послужить увеличению сбора налогов. А главное — поставит под сомнение перспективы развития белорусской интернет-торговли и белорусского рынка интернет-рекламы.
Сегодня государство в шаге от того, чтобы сломать то, что развивалось и выстраивалось годами. Ведь у интернет-бизнеса есть важная специфика: нет границ, все меняется очень быстро. Для того, чтобы на белорусском рынке (но не в реестре налогоплательщиков) появился любой мощнейший иностранный конкурент, который по масштабам будет сравним со всей белорусской интернет-торговлей, практически ничего не нужно, кроме инвестиций и желания этого конкурента. Поэтому сегодня особенно важно беречь белорусский бизнес, который занимается интернет-торговлей, пытается конкурировать с иностранными игроками и обслуживает интернет-покупателей. Думаю, он и так создает достаточно благ как для покупателей, так и для государства в виде существующих налогов по упрощенной системе.
— А как же еще одна прекрасная инициатива о взимании налога с потребителей при заказе в зарубежных интернет-магазинах? Выровняет ли это ситуацию?
— Я слышал об этой инициативе, но не слышал про конкретный законопроект и срок его реализации. Пока это не более чем разговоры. И даже если предположить, что данную инициативу все-таки узаконят, предполагаю, появятся и решения ее обхода, популярные у потребителей. Соответственно, добросовестные белорусские налогоплательщики точно окажутся в незавидном положении по сравнению с теми, кто будет обслуживать белорусских потребителей за рубежом.
— Что должно измениться, на ваш взгляд, чтобы белорусской интернет-торговле стало жить лучше и веселее?
— Лучше и веселее станет тогда, когда Беларусь сможет обеспечить экономический рост и рост благосостояния населения. Государству нужно более взвешенно принимать решения, серьезнее прислушиваться к бизнес-сообществам, мотивировать белорусский бизнес к развитию, давать возможности для конкурентоспособности. Зачастую принятые решения не учитывают существующие реалии и ведут совсем не к тем результатам, ради которых принимались.
Показательный, хоть и непринципиальный пример: в Торговом реестре сегодня зарегистрировано около 15 тысяч интернет-магазинов, хотя в реальности их порядка 5-6 тысяч. Дело в том, что в реестре дублируются одни и те же субъекты торговли под разными доменными именами в зависимости от торговых интернет-площадок, на которых они размещаются. Сомневаюсь, что такой подход отражает реальную картину и помогает регулировать отрасль.
— И последний вопрос. Поделитесь планами на будущее. Возможно, у вас появятся новые категории или сервисы для клиентов?
— Сегодня, в первую очередь, мы работаем над технологичностью наших продуктов. Мы видим серьезный рост доли мобильных пользователей, которые приходят на портал и в магазины не с ПК, а с планшетов и смартфонов. Соответственно под этот тренд мы адаптировали и будем в дальнейшем развивать наш портал, чтобы им было одинаково удобно пользоваться со всех устройств независимо от разрешения и размера экрана. Для наших клиентов мы разрабатываем и внедряем новые адаптивные типовые дизайны интернет-магазинов, а также новые технологические инструменты, которые позволят повысить продажи в это непростое время. Что касается каталога Shop.by, то он станет более умным и привлекательным. Думаю, в предновогодний период все белорусские пользователи смогут по достоинству оценить наши новшества.
Автор: Мария МЕЛЁХИНА
Фото: Константин ГОРЕЦКИЙ
Предыдущие статьи в рамках рубрики «Акулы виртуального бизнеса»:
- Учредитель Kyky.org Дарья Матявина: «Мы не хотим становиться на путь «змагароу»
- Основатель Map.by и Vead.me Валерий Хвалев: «Нашу карту создают миллионы людей»
- Основатель CityDog.by и РА «Франциск-группа»: «Котики могут объяснять сложнейшие экономические процессы»
- Гендиректор Kufar.by об особенностях рынка: «В Малайзии выставляют на продажу детей, а в Беларуси – тракторы»
- Учредитель интернет-магазина 21vek.by: «В 2015 и 2016 годах рынок бытовой техники ждет падение на 20-30%»
- Коммерческий директор Telegraf.by: «Интернет-СМИ – это не китайским ширпотребом торговать»