Учредитель Kyky.org Дарья Матявина: «Мы не хотим становиться на путь «змагароу»

Учредитель Kyky.org Дарья Матявина: «Мы не хотим становиться на путь «змагароу»

Мы запускаем новый проект, в рамках которого будем рассказывать об акулах Байнета, которые создавали свой бизнес с нуля, а сейчас являются крупнейшими игроками на отечественном медиа и рекламном рынке. И символически перерезает красную ленту нашего проекта основатель и учредитель Kyky.org Дарья Матявина.

С чего начинался ныне скандальный проект для бизнесменов-хипстеров Kyky.org, какие подводные камни всплыли при блокировке ресурса, станцевал ли специально для Мининформа гендиректор строительного холдинга «Сармат» Александр Кнырович стриптиз на вечеринке в честь возобновления работы сайта, а также о возможном закрытии проекта читайте в материале MYFIN.

«Все началось лет пять назад, когда мы со знакомыми решили делать PDF-журнал. В этом журнале мы собирали высказывания молодых белорусских авторов, писали про нестандартные явления белорусской культуры. Через некоторое время я поняла, что PDF-формат – это прошлый век, нужно делать что-то новое. Я пригласила в проект друзей: программиста, журналиста, фотографа, и мы запустили сайт Kyky.org».

«На волонтерских началах и творческом запале сайт существовал около 3 лет. В 2013 году я поняла, что нужно выходить из гетто маленькой культурной тусовки. Мне помогла Саша Романова (в прошлом главный редактор журнала «Доберман» - Прим.), которую я пригласила на должность главреда. Я понимала, что Саша сможет дать проекту новую жизнь и собрать гораздо большую аудиторию, что в принципе и произошло».

«Мы стали позиционировать себя не как культурный журнал (хотя шлейф подобного восприятия тянется за нами до сих пор), а как лайфстайл. Кроме того, у проекта изменился сильно формат подачи информации. Если раньше у нас была в основном молодежная аудитория с ядром 18-25 лет, то сегодня это 25-44 года. Если вы откроете последнюю статистику Gemius и посмотрите, что читают люди с доходом >1500$, Kyky.org будет на первом месте, обогнав даже специализированные бизнес-сайты. Я рада таким изменениям. Kyky.org начинался на голом энтузиазме, а сейчас это уже коммерческая история.

- Так все-таки давайте разберемся в аудитории. Вы пишите для хипстеров или для людей бизнеса?

- А вы считаете, что бизнесмен и хипстер – это взаимоисключающие понятия? Если кратко, то мы пишем для людей, которые следят за трендами, которые пытаются что-то менять в обществе посредством частных инициатив, в том числе собственным бизнесом. Причем таких людей немало: на данный момент у Kyky.org около 10 тысяч посещений и более 20 тысяч просмотров страниц в день.

- Шумиха в связи с закрытием-открытием Kyky.org как-то повлияла на ваш рейтинг, посещаемость?

- Да, наша посещаемость выросла почти в два раза. 10 тысяч просмотров в день – это средний показатель. В день блокировки у нас было 45 тысяч посещений. Неделю назад – 20. Пиар от Мининформа сделал свое дело, но мы от этого больше потеряли, чем приобрели. Благодаря Мининформу о нас узнала новая аудитория, но она скоро отвалится. Мы не пишем для широких масс, поэтому странные комментаторы вряд ли останутся с нами в дальнейшем. Мы с ними существуем на разных орбитах. Думаю, что в долгосрочной перспективе с нами останется не больше 5% новой аудитории, которая хлынула с других сайтов. В это же время мы потеряли многих рекламодателей из-за нашего странного положения. Сейчас сайт работает в штатном режиме: постоянная аудитория никуда не денется, и, надеюсь, у рекламодателей не будет оснований снимать свои кампании.

- Возможно, уход рекламодателей был связан с общим проседанием рынка рекламы в стране, нежели с блокировкой сайта?

- Безусловно, проседание рынка мы также ощутили, что подпортило наши планы по выходу на самоокупаемость. Как раз июнь у нас был самый доходный месяц до блокировки. Надеюсь, что через пару месяцев мы все-таки сможем выйти на прежний уровень.

- Как вы думаете, кроме официальных причин блокировки сайта, были ли неофициальные?

- Мы думаем, что публикации, из-за которых официально заблокировали сайт, могли бы остаться незамеченными. У нас не тот уровень трафика и влияния, чтобы сильно кого-то беспокоить. На нас обратили внимание благодаря Дианову (Вячеслав Дианов – организатор «революций через социальные сети» в Беларуси – Прим.), который написал жалобу в Министерство и прокуратуру. Мы можем только догадываться о его мотивах.

- Как произошло примирение с Мининформом?

- Мы удалили статьи, которые вызвали претензии Мининформа, понимая, что ничего не теряем. К тому времени публикации уже жили своей жизнью в социальных сетях, были перепечатки на сторонних ресурсах. «Эффект Стрейзанд» в действии. После удаления статей с сайта мы написали письмо в Мининформ с просьбой о восстановлении доступа к основному домену. После этого нас вызвали в кабинет, где мы поговорили о том, что слово «хули» - это некомильфо для серьезного медиа. В скором времени доступ к сайту был восстановлен.

- Возможно, если бы вы пошли в суд, то дело получило широкий резонанс в обществе, возможно, что-то бы и изменилось, сдвинулось в мертвой точки… это же и есть миссия сайта, как я понимаю с ваших слов, менять мир, делать его лучше, в том числе благодаря частным инициативам.

- Если бы мы не удалили статьи, а пошли доказывать свою правоту в суд, то скорее всего ничего не добились бы. Мы решили сохранить сайт, сохранить редакцию. Если бы мы пошли в суд – вряд ли бы нам удалось вернуть домен. Мы все-таки не «змагары», мы стараемся работать в рамках белорусского законодательства.

- Во время блокировки, когда еще никто не знал, чем дело закончится, знаю, вы собирались переезжать на другой домен.

- Мы переехали на Kyky.io в тот же день, как нас заблокировали. И в тот же день мы удалили статьи, вызывающие претензии, продолжив работать в штатном режиме. На kyky.io мы существовали неделю, а после открытия переехали на родной домен.

- Вы не боитесь последующих блокировок? Возможно, безопаснее было бы работать на другом домене?

- Во-первых, Kyky.org – это бренд, поэтому менять домен без крайней необходимости мы не будем. К тому же в будущем мы будем стремиться соблюдать все формальные правила Мининформа. На сайте будет более жесткая модерация по поводу оскорблений и матов в комментариях, так как мы и за них несем ответственность.

- С цензурой со стороны власти не поспоришь, но вы же тоже вводите цензуру, включая режим «жесткой модерации».

- Я считаю, что это наименьшее зло. Все-таки мы хотим работать в Минске, предоставлять надежную площадку для белорусских рекламодателей, поэтому должны работать в рамках закона.

- Знаю, вы закатывали вечеринку в честь открытия после блокировки, куда приглашали представителей Мининформа. А еще г-н Кнырович обещал станцевать стриптиз в честь такого события. Кто-нибудь пришел из Мининформа?

- Я не могу сказать был ли кто-то из министерства, но тех людей, с которыми мы беседовали в Мининформе, там точно не было. Кнырович стриптиз не танцевал (смеется), но зато прочитал свой рассказ. Один из наших журналистов спел. В целом обошлось без эпатажа, все было по-домашнему.

- Сейчас Kyky.org ищет нового директора. Почему вы решили сложить полномочия?

- Я так или иначе буду участвовать в проекте, но в другом качестве. Я уезжаю на год учиться за границу и не смогу делать оперативную работу: ездить на встречи, подписывать документы. Поэтому мы ищем человека, который бы всегда был на подхвате.

- К слову, какое у вас образование, что вы заканчивали?

- Я закончила факультет международных экономических отношений БГЭУ, а также немного не доучилась в ЕГУ на факультете философии – факультет закрыли.

- Вы уезжаете временно или на постоянное место жительство?

- Я не могу ответить на этот вопрос, так как я не ответила на него еще для себя, но при любом стечении обстоятельств, я буду работать над развитием Kyky.org и останусь одним из учредителей.

- Может, вы хотели бы что-то публично сказать Мининформу, другим СМИ?

- Здесь сложно что-то говорить публично. Во многом блокировка нашего сайта показала, что резкое применение силы нецелесообразно. Проще договариваться и идти на компромиссы, а не обрубать работу целой редакции, так как это имеет равно обратный эффект. Не думаю, что этого добивался сам Мининформ.

- На ваш взгляд, что нужно изменить в правовом контексте, чтобы жизнь СМИ, как говорится, стала лучше и веселей?

- Меня смущают некоторые положения Указа № 60, который говорит, что ресурсы в сети интернет должны обязательно располагаться в доменной зоне by или иметь белорусский хостинг. У нас доменная зона .org уже пять лет, и не нужен нам никакой .by. В этих лишних телодвижениях по переезду нет другой логики, кроме как контролирующей.

- Как вы относитесь к законодательной инициативе присвоения интернет-ресурсам статуса официальных СМИ?

- Наконец-то мы сможем распечатать официальные удостоверения нашим журналистам. Относительно ответственности за распространение информации ничего не изменится. Как показал наш опыт, любой посещаемый сайт могут заблокировать и без танцев с бубнами. Поэтому для нас здесь даже больше плюсов, чем минусов.

- Что вас вдохновляет?

- Новые технологии, талант и проект looo.ch (Прим ред. - продолжение закрытого цензорами арт-журнала об искусстве и порнографии «Проза»). Люди, которые не лицемерят, не обманывают себя, не идут на компромисс.

- Но вы все-таки пошли на компромисс властью. Или с властью можно, а на внутренний нельзя?

- В этом случае компромисс был неизбежен, так как мы должны были сохранить работающую редакцию в Минске и доступ к сайту. Что касается редакционной политики, то мы не будем заниматься самоцензурой, ограничивать себя в каких-то темах из-за боязни очередной блокировки. Иначе мы просто закроем проект.

- То есть самоaборт лучше, чем оппозиция?

- Это честнее.

Автор: Мария МЕЛЁХИНА

Фото: Константин ГОРЕЦКИЙ, а также предоставлены из личного архива Дарьи МАТЯВИНОЙ

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все