Сайт может перестать корректно работать
Часть функционала сайта перестанет работать. Мы не сможем хранить персональные настройки и рекомендации.
Для полноценной работы всего сайта рекомендуем принять все cookie или выполнить настройку.
Отклонить
Настроить
Принять соглашение

Директор ActiveCloud: в Беларуси грядет бум облачных сервисов

plug

Почему строительство ЦОДов сегодня потеряло всякий смысл, готов ли белорусский рынок к внедрению облачных технологий, как выйти на оборот в миллионы долларов со стартового капитала в $1 тыс, а также о конкуренции и ценах на хостинг Myfin.by поговорил в рамках постоянной рубрики «Акулы виртуального бизнеса» с директором одного из ведущих поставщиков услуг облачных сервисов и хостинг-провайдера в Беларуси ActiveCloud Артемом Коханевичем.

СПРАВОЧНО:
Артем Коханевич, 35 лет. Закончил Гомельский государственный университет по специальности «Инженер-системотехник». До ActiveCloud возглавлял белорусский офис украинского системного интегратора «Инком», работал коммерческим директором интернет-провайдера «АтлантТелеком. В 2013 году перешел в компанию ActiveCloud на должность исполнительного директора. Стаж работы в IT-отрасли более 15 лет.

«История компании ActiveCloud берет отсчет с 2003 года, когда у нашего генерального директора Олега Тягунова появилась идея предоставлять клиентам услуги виртуального хостинга. По сути, компания начиналась с инвестиций в $1 тыс и одного сотрудника, который вначале был и директором, и системным администратором, и продавцом, - говорит Артем Коханевич. - До 2010 года мы были только хостинг-провайдером, а потом начали развивать облачные технологии, что было довольно рискованно на тот момент в силу неразвитости рынка и спроса в Беларуси. В этом же году мы получили инвестиции от группы компаний Softline и вошли в ее состав, получив не только деньги на развитие, но и некоторые технологические инновации, например, биллинговую платформу Parallels. Сейчас мы понимаем, что этот продукт разрабатывался для потребностей западных рынков с более простыми системами платежей, управления услугами, отсутствием необходимости предоставлять клиентам отчетные и бухгалтерские документы. Поэтому на данный момент мы заканчиваем сложный процесс миграции на собственную биллинговую систему, разработанную в группе компаний ActiveCloud. Попросту мы переписали биллинговые продукты под потребности отечественного рынка, что позволило открыть новое направление – стать провайдером для провайдеров».

По словам Артема Коханевича, новая платформа, учитывающая специфику пост-советского бизнеса, позволит откусить хороший кусок рынка СНГ и войти во многие облачные проекты, в том числе и в госсекторе. Например, в 2016 году в Беларуси будет запущен проект республиканской облачной платформы, генподрядчиком которой выступает компания Softline, а внедрением облачной платформы занимается ActiveCloud. «С beCloud мы работаем больше года и прошли много трансформаций, в том числе и по техническому заданию, не раз сталкиваясь с изменениями со стороны регулирующих органов. Мы нащупали нишу гособлака и хорошо понимаем специфические потребности этого сектора», - говорит Артем Коханевич.

- Раз уж мы заговорили о государственном облаке, то давайте поговорим о вашем прямом конкуренте hoster.by, который развернул активную работу в направлении госсектора. Чем вы принципиально отличаетесь от данного провайдера?

- Во-первых, мы считаем hoster.by основным конкурентом только в сфере хостинга и доменов, но никак не в сфере облачных технологий. Ведь мы не только предоставляем нашим заказчикам облачные сервера (IaaS-сервисы) и облачные бизнес-приложения (SaaS-сервисы) но можем взять на себя весь цикл работ по переносу ИТ-сервисов в облако: можем провести аудит любой сложности, разделить инфраструктуру заказчика на облачную и локальную, выполнить работы по миграции части сервиса в облако, обеспечить техническую поддержку облачных ресурсов. Они позиционируют свои услуги только как облачный хостинг. И это основное отличие.

Кроме того, существует Указ президента о создании республиканской облачной платформы на базе СООО «Белорусские облачные технологии» (beCloud), в которую до конца 2018 года должны быть перенесены все ресурсы госорганов. У hoster.by, как и у остальных провайдеров, которые работают с госсектором, попросту не останется этих клиентов.

- Указ – это, конечно, хорошо, жаль только, что все в нашей стране делается с нажимом сверху....

- Наверное, поначалу многие будут недовольны. Белорусский рынок пока не дозрел до полного понимания всех выгод облачных сервисов, но через 1-2 года ситуация в корне изменится. Об этом говорит мировой опыт. Например, подобное единое облако было создано в США. В 2010 году, после принятия новой ИТ-стратегии для госструктур, были централизованы и вынесены в облако большинство ИТ-сервисов, а по всей стране закрылись тысячи ЦОДов, которые неэффективно «пожирали» электроэнергию и требовали огромный ресурс техподдержки.

Сегодня белорусский рынок сильно «испорчен» интеграторами, которым выгодно рассказывать своим клиентам, что построить собственный ЦОД - это классно и здорово. Заказчики инвестируют огромные деньги в собственные ЦОДы, которые в большинстве случаев после строительства не наполняются оборудованием даже наполовину.

В Беларуси пока еще плохо понимают, что такое аутсорсинг, в чем заключается преимущество использования облачных сервисов вместо «железяк». Приведу простой пример. У многих сегодня есть автомобили, но мало кто собственноручно занимается их ремонтом, хотя еще 20 лет назад все было иначе. Все знают, что лежать под своим авто, если купить нужные детали, обойдется дешевле, чем загнать машину на СТО, но сегодня мало кто так делает. Почему? Потому что при оценке альтернатив учитываются не только явные расходы, но и другие, на первый взгляд, второстепенные параметры сделки. Соответственно и облако не всегда может оказаться «дешевле» в прямом сравнении, но оно даст другие преимущества, если вы научитесь правильно считать экономический эффект: экономию на стоимости обслуживания серверов, аренды, электричества, возможность платить только за те ресурсы, которые нужны, вместо строительства незаполненных ЦОД и закупок «простаивающего» оборудования «на будущее». А сколько вам «стоят» деньги? Может покупая сервера на 10000 долларов вы лишаете свой бизнес будущих доходов на 100 000? Не зря в бизнес-школах учат развиваться на заемные деньги – это намного «дешевле». Облачные сервисы дают, по сути, ту же возможность – вы берете вычислительные мощности взаймы, не инвестируя в них собственные средства.

- Какие проблемы в сфере облачных технологий вы видите сегодня на белорусском рынке?

- Есть три основных фактора, которые тормозят развитие облачных сервисов в Беларуси. Во-первых, Беларусь никогда не являлась лидером в применении на массовом рынке передовых бизнес-идей. Мы осторожно наблюдаем за внедрением новых технологий на соседних рынках и только когда у соседей «100% пошло», начинаем использовать это сами. С учетом того, что в России облака «пошли» в 2012-2013 годах, а в прошлом году «прорвало» Украину, скоро начнется бум и у нас. Во-вторых, Беларусь не является облачным оффшором как, например, Прибалтика, куда переносят свои ИТ-сервисы украинцы и россияне. И третья проблема географическая – относительно маленький размер страны. В России крупные компании переносят свою инфраструктуру в облако потому что это единственный способ улучшить работу собственных удаленных филиалов, и это сильный драйвер облачного рынка.

- Возможно, нужно что-то изменить с законодательной точки зрения, чтобы у отрасли появилось новое дыхание?

- Я не приверженец того, чтобы государство активно кого-то поддерживало. Открытая конкуренция лучше развивает рынок, чем всевозможные запреты, ограничения и «направления». Сегодня есть определенные нормы и правила работы, и, по сравнению с соседними рынками, они достаточно прозрачны. Например, в Украине сейчас большое напряжение на IT-рынке, связанное с обысками, изъятием у провайдеров серверов по уголовным делам, заведенных на их клиентов. У нас намного более цивилизованный рынок и таких ситуаций нет. Поэтому единственное, чего я жду от государства сегодня – продолжать занимать такую же взвешенную и последовательную позицию.

- В каких странах на данный момент есть ваше присутствие?

- Как облачный провайдер мы сейчас работаем в России, Казахстане, Узбекистане. Частью нашей стратегии, как облачного провайдера, был выход и в Европу, но из-за языковой разрозненности этого рынка мы решили повременить с этой идеей. Европа – это языковое лоскутное одеяло, в каждой стране нужно открывать локальный офис, переводить все продукты и документацию на национальный язык, с нуля ставить все внутренние бизнес-процессы. Рынок СНГ моноязычен – в этом его преимущество, которое можно с легкостью монетизировать. И именно на рынок СНГ сегодня мы ориентируемся, понимая потребности и слабые места. К слову, в скором времени у нас откроется офис и в Украине – как раз сейчас идет процесс инсталляции оборудования. В странах, где есть локальные офисы Softline, а это практически весь мир, мы провайдеры для провайдеров – предлагаем облачную платформу собственной разработки.

- Сколько на данный момент клиентов у компании в Беларуси и за ее пределами?

- В Беларуси более 50 тысяч клиентов, которые пользуются услугами хостинга, доменами и облачными сервисами. В Узбекистане порядка 10 тысяч клиентов, причем практически нет «облачных» заказчиков. В России наоборот мало клиентов виртуального хостинга, но много тех, кто использует облако – это повальная тенденция, особенно среди крупных компаний. Также у нас около 6 тысяч партнеров различного уровня, которые перепродают наши услуги на разных рынках.

Для клиентов мы предоставляем два облака: открытое с общими сервисами и закрытое, которое дает возможность строить частные облака под клиентов. В случае закрытого облака ресурсы предоставляются не из общего пула, а из выделенной, полностью закрытой и настроенной индивидуально под клиента части облачной инфраструктуры. Если коснуться вопроса безопасности такого хранения данных, то за все время работы у нас не было утечек информации, при этом отмечу, что по статистике 80% утечек происходит из-за человеческого фактора на стороне клиента. И только в оставшихся 20% виноваты внешние факторы типа незащищенных каналов связи или взлома извне. Мировой опыт показывает, что ситуации, когда в утечке данных виноват облачный провайдер, крайне редки. Более того, если у компании нет внутренних регламентов по информационной безопасности, вынос сервисов в облако провайдера повышает защищенность данных – ведь у провайдера эти регламенты есть, а со стороны клиента сужается количество лиц, имеющих непосредственный доступ к перенесенным в облако данным.

- Вы сказали, что компания начиналась с условной тысячи долларов, а сколько сегодня составляет рыночная оценка стоимости компании и годовой оборот?

- Мы не собираемся ничего продавать или вводить новых акционеров, поэтому оценку компании мы не проводили, я не могу ответить на ваш вопрос. У нас хватает собственных сил и понимания, как мы будем развиваться на несколько лет вперед. Кроме того, у облачных провайдеров нет какой-то общепринятой методологии расчета. Если мобильные и интернет-операторы хвастаются количеством клиентов, умножая каждого клиента на $100, $500 или $1000, в зависимости от состояния рынка, то у нас нет такого показателя, ориентируясь на который мы могли бы сказать, что стоим $2 млн или $100 млн. Тем не менее, годовая выручка только в Беларуси сегодня составляет миллионы долларов.

- Как быстро вы вышли на рентабельность?

- После запуска в 2003 году мы окупились очень быстро, так как требования к инфраструктуре на тот момент были минимальными. Первые клиенты окупили наши прямые расходы на хостинг за несколько месяцев. Сегодня, конечно, с тысячи долларов уже не начнешь – потребуется хотя бы миллион долларов.

- Затронул ли кризис вашу компанию?

- Кризис затронул всех, но реакция белорусского рынка отличается от реакции соседних стран. Например, кризис в Украине послужил неким спусковым крючком для развития облачных технологий – компании стали активнее переносить инфраструктуру из собственных ЦОДов в облако. Белорусы же пока кризис до конца не прочувствовали. У нас он только-только разворачивается, люди и компании только-только начинают ощущать падение доходов и связанные с этим проблемы. Сегодня начинается перестройка в головах, которая, думаю, должна повлечь и перестройку в бизнесе – работать дальше, будто ничего не происходит, уже не получится.

Если говорить конкретно про ActiveCloud, то вся внутренняя отчетность у нас долларовая, как и у большинства компаний, которые работают на белорусском рынке. С точки зрения сложности достижения результатов, заложенных в долларовом эквиваленте, кризис нас не обошел стороной. Тем не менее, сегодня мы продаем больше в долларах, чем продавали год назад. В марте мы вывели новую линейку облачных продуктов и существенно снизили тарифы, и с тех пор еще ни разу их не корректировали. За последний год у нас значительно выросла клиентская база, увеличилось количество крупных проектов.

- Как в дальнейшем вы планируете проводить тарифную политику? Ждать ли повышения цен?

- Поживем – увидим, но, учитывая состояние рынка и мировые тренды, мы понимаем, что цена для наших клиентов важнейший фактор выбора. В этом сегменте основными конкурентами для нас являются мировые провайдеры – сервисы от Microsoft, Google, Amazon. Рынок сегодня идет по пути постоянного уменьшения цены, поэтому мы вынуждены конкурировать, прежде всего, с глобальными игроками, не повышать цены, зарабатывая на обороте. Тем более мы увидели, что эта модель работает.

- Сегодня много шума наделала доменная зона .БЕЛ. Как вы думаете, это перспективное направление? Вызовет ли это перераспределение рынка?

- Я не вижу в доменной зоне .БЕЛ золотого прииска. Ее появление никак не перераспределит рынок – для этого нет причин, разве что доменные регистраторы немного увеличат свои продажи и для нас будет хорошее дополнение к основному бизнесу. Конечно, после запуска наблюдался огромный ажиотаж – в первый день было продано 6400 доменов. Это принесло прибыль как нам, так и нашим конкурентам. Но если посмотреть на статистику, то регистрация в зоне .БЕЛ сегодня уже пережила свой пик и уступает традиционной зоне .by. Думаю, что зона .БЕЛ в дальнейшем так и останется вторичной, так как с ней связаны определенные ограничения. Например, до сих пор не понятно, будет ли работать почта на кириллических доменах, есть ограничения Яндекса на индексацию позиций в рейтингах сайтов.

- Поделитесь планами на будущее. Возможно, планируется запуск новых проектов?

- Во-первых – это активное освоение зарубежных рынков и, как я уже сказал, открытие офиса в Украине. Если говорить про белорусский рынок, то мы хорошо понимаем, куда этот рынок идет, и что нам нужно делать, чтобы продолжать увеличивать свою долю. В дальнейшем мы будем активно запускать новые сервисы и предлагать клиентам новые продукты, например, расширенное администрирование или возможность построения под клиента облачной инфраструктуры. В ближайшее время планируем вывести новые продукты для резервного копирования данных и построения отказоустойчивых ЦОД.

Автор: Мария Мелёхина
Фото: Глеб Канаш


Предыдущие статьи в рамках рубрики «Акулы виртуального бизнеса»:

Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все