Фото: rb.ru
Об инвестициях в криптовалюту и будущем блокчейн рассказал председатель российской Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов.
– Когда биткоин только появился, он ассоциировался с незаконной деятельностью. Но со временем стало понятно, что принципиально новых, каких-то революционных возможностей для отмывания денег или других правонарушений он не дает. Новые методы расследований вполне позволяют раскрывать преступные схемы с использованием биткоина и ловить злоумышленников – подобных примеров в мировой практике уже довольно много, – говорит Достов.
Поэтому постепенно подход стал более конструктивным. Во все большем числе стран и регионов – в ЕС, США, Японии и так далее – принимается специальное регулирование криптовалют. Поэтому в развитых экономиках это уже не маргинальный, а регулируемый инструмент.
В июле 2015 года Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) опубликовала руководство по виртуальным валютам. Там, в частности, упомянуто, что биткоин сам по себе не является криминальным инструментом. В руководстве описаны определенные риски, но рекомендаций на однозначное запрещение биткоинов нет.
– Этот документ, на мой взгляд, способствует более взвешенному подходу к регулированию сектора, – считает эксперт.
Однако к инвестициям в криптовалюты Виктор Достов относится скептически.
– Курс биткоина и его аналогов очень нестабилен, поэтому может быть привлекателен для каких-то полупрофессиональных инвесторов. Но мы настоятельно не рекомендуем вкладывать в него деньги непрофессионалам – слишком велик риск, безопаснее инвестировать в какие-то более понятные активы, – продолжает Достов.
Во многом, именно из-за своей спекулятивной природы биткоин не приживается как платежный инструмент. Никто не хочет использовать валюту, за которую сегодня можно купить одно количество товаров, а завтра – на 30% меньше. К тому же, пока традиционные безналичные платежи проще и быстрее.
Относительно блокчейн эксперт настроен более оптимистично:
– Сейчас технологию децентрализованной передачи данных тестируют в разных областях – например, при трансграничных переводах, в системах мгновенных платежей. И здесь у нее действительно есть потенциал – его отмечают и международные организации (например, Всемирный банк), и центральные банки. Думаю, в течение пяти лет мы увидим примеры широкого применения блокчейна и поймем, есть ли у него будущее.