Фото: elekt-ro.com
На днях вице-премьер Беларуси Владимир Семашко протестировал первый электромобиль отечественного производства.
Мнением о будущем «альтернативного автопрома» в Беларуси с Myfin.by поделился Сергей Варивода, председатель совета директоров ГК «Интеллект».
– На мой взгляд, слухи о скорой кончине двигателей внутреннего сгорания сильно преувеличены. И, как в известной песне, тому есть пять причин.
Обычно в качестве главных доводов в пользу электромобилей их производители приводят экологичность и экономичность этого вида транспорта.
Однако у приверженцев традиционных авто есть контраргументы. Выбросы в атмосферу следует оценивать в целом по всей цепочке создания и эксплуатации электромобилей. Для производства электроэнергии зачастую сжигается органическое топливо, а утилизация батарей электромобилей требует проведения серьезных природоохранных мероприятий.
Для обычных потребителей электромобили пока вряд ли можно назвать удобным и выгодным средством передвижения. Разве можно всерьез рассматривать покупку автомобиля для повседневной жизни с запасом хода в 100-150 километров? Да и цены приобретения и обслуживания электромобилей – немалые.
Кроме того, есть и скрытые механизмы, которые сдерживают наступление электрической эры на авторынке. Ведь ни для кого не секрет, что рынок транспортных средств является крупнейшим потребителем продуктов нефтепереработки. Где окажутся нефтяные котировки и что будет с доходами нефтяного лобби в случае глобального нашествия электромобилей?
Многих шокировало сообщение пресс-службы Volvo, принадлежащей китайской Geely Automobile, о прекращении производства с 2019 года автомобилей с ДВС в чистом виде. Шведы предпочтут электротягу или гибридные силовые установки.
Первая электрозаправка в Беларуси. Фото: autogrodno.by
Или сообщения о планах Еврокомиссии ввести с 2025 года квоты на внедрение электромобилей на автомобильном рынке. Правда, чуть позже официальный представитель Еврокомиссии Мина Андреева уточнила, что речь идет о стремлении к производству авто с экономичным потреблением энергии. А это не одно и то же.
Еще больший оптимизм сквозит в оценках автомобильного будущего экспертами Morgan Stanley, которые составили три варианта прогноза. Согласно базовому, доля продаж электромобилей достигнет 16% к 2030 году, затем возрастет до 51% к 2040-му, а еще через десять лет достигнет 69%.
Будущее мало предсказуемо. Ожидаемая технологическая революция на рынке аккумуляторных батарей может существенно увеличить их емкость, ресурс и снизить цену на электромобили. Но сколько времени пройдет, пока это случится, – не известно.
А в настоящий момент дела обстоят не так уж и гладко. Рынком-лидером является, безусловно, Китай. По данным управления дорожного движения министерства КНР, которое занимается регистрацией транспортных средств, общее количество электромобилей в стране достигло 825 тысячи единиц. Планы к 2020 году – 5 млн единиц (!). При этом львиную долю продаж составляют малые электромобили стоимостью около 6 тысяч юаней (около 1 тысячи долларов).
По данным Европейской ассоциации автопроизводителей, продажи электромобилей в Евросоюзе в первом квартале текущего года выросли почти на 50%, до 24,6 тысячи машин.
Чтобы оценить масштаб этих цифр, приведу другой пример. В первом полугодии 2017 года в России было приобретено всего 29 штук новых электромобилей, в основном Tesla.
О продажах новых электромобилей белорусскими автодилерами вообще ничего не слышно. Возможно, дело в стране пойдет веселее, если потребуется куда-то пристраивать избыточную электроэнергию со строящейся АЭС.
Видимо, привлекший внимание общественности тест-драйв первого белорусского электромобиля вице-премьером Владимиром Семашко и был символическим жестом в сторону Островца.
Первый белорусский электромобиль. Фото: government.gov.by
Для того, чтобы эта идея сработала, необходимо не только произвести электромобиль, попутно решив массу сложнейших технологических проблем, но и создать инфраструктуру.
Например, в Китае используются зарядные устройства, обеспечивающие полный заряд батареи за полчаса. Четырехчасовая зарядка, конечно, терпима в загородном доме и на ночь, но никак в разгар делового дня.
Я не берусь судить о технических характеристиках созданного Академией наук на базе Geely SC7 электромобиля. Не приглашали, не ездил.
Но если заниматься не производством штучной экзотики вроде нашумевшего и канувшего в лету «Е-мобиля», то надо садиться за комплексную программу развития в данной отрасли.
И если частное владение электромобилем в ближайшие годы будет оставаться редкостью, то проникновение автомобилей на электротяге в сферу общественного и служебного транспорта, корпоративных перевозок, такси, каршеринга может идти быстрыми темпами при включении механизмов налогового стимулирования владельцев, создания льготных условий приобретения и эксплуатации электромобиля.
По моим оценкам, доля электромобилей не превысит 1% общего рынка легковых автомобилей в Беларуси в течение ближайших пяти лет.
Нам следует внимательно изучать опыт развития соответствующего рынка в Поднебесной. Для этого есть все условия, деловые отношения и комфортная политическая среда. Не исключаю, что на гребне очередной технологической революции в автомобильной отрасли именно Китай займет лидирующие позиции в производстве электромобилей.