Девальвация в независимой Беларуси случалась неоднократно, а в некоторые периоды становилась обычным финансовым явлением. Myfin.by собрал данные о самых масштабных девальвациях в Беларуси и других странах. Посмотрим, как выглядели наши финансовые проблемы на фоне аналогичных катаклизмов в мире.
Что такое девальвация и чем она отличается от инфляции?
Инфляция и девальвация это не одно и то же, хотя оба термина обычно описывают одни и те же проблемы.
- Инфляция – это падение стоимости денег относительно товаров и услуг. Если растут цены на большинство продуктов, товаров и услуг – это инфляция.
- Девальвация – это падение курса национальной денежной единицы по отношению к деньгам других государств. Цены внутреннего рынка при девальвации могут не измениться, а цены на экспорт снизятся пропорционально падению курса. Импортные товары наоборот – растут обратно пропорционально курсу.
Пока существовал золотой стандарт, т.е. цена купюр и монет равнялась определенному количеству золота, девальвацией называли падение валюты относительно золота.
Теперь золотой стандарт не работает, цена валют определяется относительно друг друга. В реальности инфляция и девальвация обычно происходят параллельно.
И еще несколько важных моментов:
Девальвация бывает управляемой. Обычно она невелика и проводится государством для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках или как ответ на торговые войны и девальвации других государств:
- при контролируемой девальвации курс снижается на определенную величину;
- при неконтролируемой – непредсказуемо падает.
Теперь посмотрим, как и когда это происходило в других странах.
Германия, 1920-е
Рассказывая о девальвациях нельзя не вспомнить немецкую Веймарскую республику 20-х годов. К этому времени Германия, самая развитая в промышленном плане страна Европы, пережила позорную капитуляцию по итогам I Мировой войны, революцию, потеряла часть земель и продолжала платить репарации странам-победительницам. Правительство нашло выход в печатании необеспеченных денег.
Девальвация марки просто отражала процесс невероятной гиперифляции. Цены росли на 25% в день, за месяц они поднимались в 1 000 раз.
- 1.01.1920 года за 1 доллар США давали 50 немецких марок;
- 15.11.1923 года 1 доллар стоил 4 200 000 000 000 (4 триллиона 200 миллиардов) марок.
Деньги были дешевле дров.
Другие страны в такой ситуации обычно отказывались от пустых денег и переходили на бартер, иностранные деньги или какие-то внутренние заменители. Отчасти так поступали и немцы, но они были слишком цивилизованы, чтобы вернуть первобытное общество с натуральным обменом.
В стране продолжали работать финансовые институты, торговля могла пересчитывать цены несколько раз в течение дня, но принимала немецкие марки.
Венгрия, 1940-е
Девальвация в послевоенной Венгрии интересна только своими масштабами. Ее причина – последствия II Мировой войны. Экономические проблемы венгерское правительство компенсировало печатанием новых денег.
Курс пёнге – тогдашней венгерской валюты, к доллару менялся так:
- март 1941 года – 5,06 пёнге за 1 доллар США;
- август 1945 года – 1 320 пёнге за доллар;
- июль 1946 года – 460 000 000 000 000 000 000 000 000 000 пёнге за доллар (460 октиллионов)
Бразилия, 1990-е
Девальвация преследовала Бразилию все 90-е годы. В середине 90-х она была столь масштабной, что новые деньги меняли на старые по курсу 1 к 2 700 000 000 000 000 000 (2 секстиллиона 700 квинтиллионов).
Эквадор, 2000
Эквадорская валюта в 1999 году была устойчивей белорусской. Но в 2000 году Эквадор девальвировал свои деньги на 75%, а затем вовсе отказался от национальной валюты и перешел на доллары США.
Швейцария, 2011
Этот пример скорее исключение из правил, когда небольшая девальвация приносит пользу.
Швейцарский франк для международных инвесторов считается «тихой гаванью» – валютой, в которую переводят капитал на время кризисов. При высоком спросе курс франка шел вверх и это создавало проблемы швейцарскому экспорту, т.к. цены швейцарских товаров росли пропорционально курсу.
Поэтому в 2011 году Центральный банк Швейцарии официально привязал курс франка к евро – не более 1,2 швейцарских франка за 1 евро. Если в начале 2011 года за доллар давали около 1 швейцарского франка, то в августе 2011 доллар стоил уже 1,31 франк. Индексы ценных бумаг Швейцарии выросли, польза для экономики была очевидна.
Венесуэлла, 2012-2020
Вспомним Венесуэллу, где за последние 10 лет курс доллара вырос с 10 до 10 млрд боливаров, а правительство вынуждено было заменить деньги на новые, убрав 5 нулей. Все это сопровождалось уличными погромами, дефицитом ряда товаров (например, туалетной бумаги) и продуктов питания.
Россия, 2014
Россия после первого дефолта в своей современной истории в августе 1998 года не допускала крупных девальваций довольно долгое время. Новый обвал ждал страну в 2014 году, когда российский рубль подешевел к доллару более чем на 45% и был назван худшей валютой мира. Тогда сложились сразу несколько факторов: обвал цен на нефть, экономический кризис в мире и санкции за присоединение Крыма.
Казахстан, 2015
В 2015 году на фоне падения цен на нефть и девальваций в странах, с которыми торговал Казахстан, стоимость его валюты опустилась до исторического минимума. Курс доллара к тенге вырос на 85%.
Аргентина, 2018
Аргентина, одна из самых развитых стран Латинской Америки, претендовавшая в начале века на роль главного игрока в обеих Америках, недавно объявила дефолт в девятый раз. В ходе экономического кризиса 2018 года пессо потерял более 50% своей стоимости. Популистские правители страны и их действия постоянно приводили к тому, что деньги здесь обычно дешевели на 50%-200% в год и более. А при деноминациях приходилось обрезать сразу по 3, 4, 6 и даже 11 нулей.
Беларусь среди других
Если же сравнить самые крупные девальвации только за последние 10 лет, то Беларусь будет лидером среди стран-соседей и в первой пятерке в мире. Мы взяли курсы валют разных стран к доллару по состоянию на январь 2010 и сравнили их со стоимостью доллара в январе 2020. Вот, что из этого вышло
Однако Беларусь до сих пор не объявляла дефолт, но переживала кризисы за счет собственного населения и предприятий.
График девальвации боливара был уменьшен визуально, так как иначе все остальные валюты не удалось бы на нем рассмотреть. У белорусского рубля в итоге четвертое место по масштабам девальвации с 637%, а если учесть апрельскую девальвацию, то и все 750%.
В прошлые годы девальвация даже стимулировала белорусский экспорт, но оказывалась слишком сильной и негативно сказывалась на внутреннем рынке.
Что в итоге?
Девальвация в небольших заданных рамках может быть полезна экономике. Однако в Беларуси этот процесс обычно проходил неконтролируемо и обвально.
Тем не менее, ни девальвация, ни инфляция, ни другие финансовые проблемы никогда полностью не останавливали экономику Беларуси, хотя и замедляли ее. В любой ситуации граждане ходили на работу, получали зарплату и тратили ее в местной торговле. Впрочем, это не гарантия от возможных будущих проблем.