Есть человек, который заработал миллиард долларов на чайном грибе, он американец, его зовут Джордж Томас Дэйв, сам он называет себя GT. Ему 41 год, что для миллиардеров – ранняя молодость. Однако удивительно как раз не это. Путь GT к богатству не повторяет, а иногда прямо противоречит едва ли не всем правилам построения миллиардного бизнеса.
Чем необычен предмет его богатства?
Если не принимать во внимание наследство и смену лиц в корпорациях, то окажется, что большая часть новых состояний выросла: либо на сетевой торговле; либо на фондовых рынках; либо на новых технологиях. Звезды эстрады и спорта обычно становятся миллионерами, но до миллиардов не дотягивают.
Молодые миллионеры и миллиардеры быстрей всего появляются там, где удается монетизировать какой-то IT-проект: Марк Цукерберг с Facebook, Ларри Пейдж и Сергей Брин с Google, Павел Дуров с Telegram и пр.
Но чайный гриб (комбуча) известен уже несколько тысяч лет. Причем известен не маленькому племени в горах далекого острова. Его свойства описывали и древние китайцы, и современные ученые. Чайный гриб возили по Шелковому пути и заваривали на советских кухнях. С напитками из чайного гриба экспериментируют фирмы многих стран, сегодня известно больше 3 с половиной сотен производителей (и большая часть в США). Естественно, шанс заработать на том, что делают все – минимален, но Джорджу Томасу Дэйву это удалось.
Чем уникален путь GT к богатству?
Как теперь развивают проекты, не имея начального капитала?
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- расчетные карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
Ищут богатого инвестора, который становится потом совладельцем бизнеса. Или проводят сбор денег на стартап через краудфаундинг, копят переводы со всего мира, начинают проект и потом рассчитываются со спонсорами акциями или деньгами.
Как поступил Джордж Томас Дэйв?
В 1995 году на маминой кухне стал готовить и разливать в бутылки чайный гриб комбучу. Сам клеил этикетки и развозил товар по магазинам. Первым сотрудником Дэйва была его мать, но со временем семейный бизнес вырос в компанию GT’s Living Foods.
Были ли у Дэйва, кстати, предпосылки для богатства?
Трудно сказать. Мелькает информация, что в 16 лет он связался с плохой компанией, где интересовались совсем другими «веществами», пишут, что его родители увлекались восточными учениями, здоровым питанием и т.п. Вряд ли это помогает зарабатывать, но продукт GT, уже в первый год принес $150 тыс выручки.
Сам Дэйв очень много говорит об уникальности своей комбучи, о том, что напиткам конкурентов всегда чего-то не хватает, что они слишком «искусственные». GT’s Living Foods комбучу не пастеризует и не фильтрует, а стремится создать «домашний продукт».
Что интересно, Дэйв по-прежнему пользуется в производстве той первой закваской с маминой кухни. А самым главным активом GT’s Living Foods считает себя.
Правда, «естественность» продукта стала для GT предметом судебного разбирательства, когда были поданы иски в связи со слишком высоким содержанием спирта в напитке (что абсолютно естественно для «живого» брожения).
И еще один интересный момент – чайный гриб, как это положено на Востоке, иногда считают едва ли ни эликсиром бессмертия. Современные исследования называют его объективно полезным продуктом (наравне с кефиром, зеленым чаем и пр.). Но мать Дэйва Лорейн рекламирует семейный продукт личной историей – рассказом, что комбуча помогла ей остановить развитие рака.
GT пытались купить крупные корпорации
Многие быстро растущие компании в какой-то момент меняют своих владельцев. На смену новаторам, которые придумали, простроили и т.д., приходят серьезные бизнесмены, которые выкупают проект и ставят его на промышленные рельсы. Между прочим, и сами новаторы бывают рады продать дело, остаться кем-то вроде креативного директора или пойти в новый прорыв.
У GT все было с точностью наоборот. Компанию пытались купить (по слухам – Nestlé и другие лидеры рынка). Настойчивые (и даже навязчивые, с цветами и шампанским) предложения поступали самому Джорджу. Но он твердо держится своей независимости и убеждений, потому на данный момент является 100-процентным владельцем GT’s Living Foods, всех секретов производства и определяет дальнейшее развитие бренда.
Что будет дальше?
По мнению Джона Хакетта из Coca-Cola, продажи комбучи каждый год увеличиваются на 40%. Растущая капитализация рынка приводит крупных игроков, которые начали с энтузиастами комбучи ценовую войну.
Если продукция GT’s Living Foods продавалась по $3-4, то конкуренты предлагают напитки с чайным грибом по 99 центов. GT возмущается их рекламой, говорит об отходе от технологий, но цена и вкусовые добавки работают против него.
Но может быть и здесь GT добьется успеха наперекор тенденции?
- В США, и других финансово благополучных местах, масса людей ищет «натуральности», а GT как раз это обещает.
- Там бизнесмену одиночке не нужна «крыша», не грозит рейдерский захват, национализация и пр.
Пока бизнес Дэйва развивается:
- GT приобретает в 2016 году Tula’s CocoKefir, семейный бизнес по производству йогуртов из кокосового молока.
- GT выпускает на рынок крепкую комбучу с 3% алкоголя, напитки на основе яблочного уксуса, воду с добавление каннабидиола – соединений из конопли.
Наконец, сам Джордж Томас Дэйв не кажется неудачником. Он до сих пор полный владелец своей компании, а это актив стоимостью $900 млн. Сверх того – он приобрел недвижимость в Беверли-Хиллз, землю на Гавайях и произведения искусства, что поднимает его общее состояние до $1,2 млрд.
Может быть, мы видим новое поколение успешных предпринимателей, которые ориентируются на современные вкусы и взгляды, у которых главное конкурентное преимущество не цена, и даже не качество, а имидж продукта.