Новый год на носу! И здесь уже не так всех волнуют итоги 2014, как прогнозы на 2015-ый. Оставив в стороне астрологию и прочие суеверия, Myfin.by вместе с лучшими экспертами страны попробует разобраться, что же ждет каждого белоруса в год Деревянной Козы и президентских выборов. Сегодня своим прогнозом с нами поделился Владимир Иванов, глава банка ВТБ (Беларусь).
Нам придется удерживать ставки на высоком уровне
– Думаю, что в следующем году не стоит ждать ощутимого снижения ставок по вкладам и кредитам. Ставка рефинансирования сегодня составляет 20%. На конец 2015 года в прогноз закладывается ставка рефинансирования на уровне 16-17%. Соответственно, на кредитно-депозитном рынке можно ожидать снижения ставок на 3-5 процентных пунктов.
Если ставка по рублевым вкладам снизится сильнее, может сильно вырасти спрос на иностранную валюту. Этого все боятся. Думаю, что если народ начнет «переворачиваться» из рубля в доллар, повышенный спрос может стоить нам порядка 2 млрд долларов. Мы сейчас реально зависим от населения.
У нас есть два варианта – или всегда держать высокие ставки на рынке, или удовлетворить повышенный спрос на валюту.
Скорее всего, мы не сможем вернуться на ипотечный рынок в 2015 году
– Вряд ли в 2015 году мы сможем вернуться на рынок кредитов на жильё, хотя нам бы этого очень хотелось. Наш опыт показал, что этот рынок очень комфортный. Даже кризисный 2011-й год на нашем ипотечном портфеле не сказался. Было много проблем с автокредитами, а с ипотекой – нет. Этот рынок интересен большой емкостью кредитов – выдал сразу под 100 тысяч долларов, это вам не POS-кредит на утюг. Но сначала нужно дождаться комфортной ставки, которую люди смогут обслуживать. Залог – это, конечно, хорошо, но мы не ломбард и не торгуем залогами. Чужое жилье нам уж точно не надо. Я считаю, что ипотека – это максимум 20%. А еще лучше – 12%. Вряд ли в следующем году будет возможно кредитовать по таким ставкам.
Следующий год для нашей валюты будет не такой страшный, как может показаться
– Девальвация российского рубля для нас скорее негативный фактор. Теоретически мы привязаны к корзине валют, а на практике видим привязанность к доллару. В результате наш рубль укрепляется к российскому. А Россия – это 70% нашего экспорта. Трудно представить, как мы будем продавать такие дорогие товары. Но хочу сказать, что на самом деле следующий год для нашей валюты не такой страшный, как может показаться. По внешним долгам у нас, конечно, достаточно большие выплаты – порядка 3,5 млрд, но у нас неплохо складывается баланс. Очень хорошо выстраивается позиция по калию, а это достаточно серьезный приток валюты. К тому же мы заканчиваем год с положительным сальдо – у нас такого еще не было. Так что по выплатам следующий год мы вполне потянем, а девальвация будет такой, как и запланировал Национальный банк.
По экономике год будет тяжелый
– По экономике год будет тяжелый. Если вспомнить 2011 год – тогда был очень сильно раскручен эмиссионный станок. В этом году Нацбанк и Минфин выдержали свои обязательства и ничего лишнего не печатали. Поэтому, в принципе, всё достаточно сбалансировано. Возможно, после 2015 года нам нужно будет вернуться к девальвации.
Нам бы прожить следующий год хотя бы так, как этот прожили. 2016-й год тоже вроде неплохой, у нас там выплаты всего лишь 1 миллиард. С внешними долгами мы будем хорошо справляться, но за счет чего? Калий – это здорово, но это ведь не вся экономика. А машиностроение у нас не в лучшем состоянии. Деловой климат у нас не сильно меняется, но стабильность – это тоже неплохо. Хотелось бы, наверное, больше динамики, больше открытости, больше понятных для бизнеса вещей.