
Дилеры, аукционисты и коллекционеры прогнозируют усиление кризиса на арт-рынке, продажи на котором сжимаются третий год подряд. Об этом пишет CNBC со ссылкой на данные ArtTactic.
Просадка продаж на арт-рынке
В рамках тревожной тенденции выручка от аукционов Sotheby’s, Christie’s и Phillips за первое полугодие 2025-го сократилась на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, до $3,98 млрд. Эта сумма стала самой низкой за последнее десятилетие. Аналитики уточняют, что полученная выручка почти на $3 млрд отстала от уровня аналогичного периода 2022 года.
И дело здесь в том, что снизились спрос и стоимость послевоенного искусства, которое справедливо считалось драйвером арт-рынка последние 10 лет. Однако за полугодие этого года данное направление подешевело на 19%, подсчитали специалисты.
Профессор Йельского университета Уильям Гетцман, изучающий взаимосвязь между ценами на произведения искусства и финансовым благополучием, обнаружил: фондовые рынки выросли более чем на 20% в 2023 и 2024 годах, и они продолжают расти. Одновременно выросли стоимость жилья и бизнеса, что еще увеличило капиталы богачей. И по версии Гетцмана, происходящее на арт-рынке – это либо временное явление, либо арт-рынок переживает структурные изменения.
Сменились коллекционеры
Главной причиной, изменившей рынок предметов искусства, эксперты называют смену поколений коллекционеров. Если раньше рынок коллекционирования формировали представители старшего поколения бэби-бумеров, то сейчас они начинают продавать свои артефакты, поскольку их дети не хотят владеть их коллекциями.
Сила на арт-рынке перетекает к поколениям миллениалов и зумеров, которые выросли в цифровом мире и меньше интересуются работами художников XX века.
Как прогнозирует Cerulli Associates, к 2048 году $124 трлн перейдет от бэби-бумеров к более молодым поколениям, поэтому переформатирование арт-рынка под вкусы новых потребителей уже началось.
Молодые коллекционеры торгуются онлайн и предпочитают работы стоимостью менее $50 тыс., также им больше нравится цифровое искусство и предметы роскоши. В итоге на аукционе Christie’s 80% ставок теперь делаются онлайн, и почти треть победителей торгов — это миллениалы или зумеры.
Чем интересуются сверхбогатые?
Пока цены на предметы искусства снижаются, ювелирные изделия, часы, сумки, премиальные вина и автомобили по-прежнему пользуются спросом. В первой половине 2025 года цены на дорогие ювелирные изделия выросли на 68%.
В этом году на аукционах Christie’s предметов роскоши продали на 29% больше, чем за шесть месяцев прошлого года — на общую сумму $468 млн. Самая дорогая покупка — розовый бриллиант «Мария-Тереза», который предположительно принадлежал Марии-Антуанетте, за который неизвестный коллекционер заплатил $14 млн. На втором месте — продажа ярко-голубого бриллианта «Голубая красавица» за $11 млн.
Аукционный дом Sotheby’s, стараясь не отстать, продал собственный знаменитый голубой бриллиант за $21,5 млн.
Продажи работ стоимостью менее $5 тыс. выросли на 13%.
Быстро набирает популярность и цифровое искусство. Например, в феврале 2025 года американский арт-коллектив Kanbas купил за $3 млн эксклюзивную NFT-работу под названием «X. Маскарад», созданную цифровым художником Сэмом Спраттом. Этот лот стал крупнейшим на арт-рынке NFT-работ за последние три года.