Обвалившийся рубль больно ударил по карману тех, кто собирался покупать автомобиль. И сейчас ещё более популярным становится вопрос: где же теперь покупать автомобиль? И стоит ли вообще его покупать?
На чем любят ездить наши люди в булочную?
Рассмотрим это на примере наиболее продаваемых автомобилей в Беларуси. Пятерка лидеров по объемам продаж выглядит так:
Автомобиль | Продажи 2014 (шт.) | Продажи, 2013 (шт.) |
1. Volkswagen Polo Sedan | 2242 | 2029 |
2. Geely SC7 | 1480 | 350 |
3. KIA Rio | 1438 | 1322 |
4. Renault Sandero Stepway | 1317 | 1434 |
5. Renault Duster | 1153 | 1375 |
Как и следовало ожидать, самым популярным легковым автомобилем стал «Volkswagen Polo Sedan». С момента своего появления в Беларуси он удерживает позицию в пятёрке наиболее продаваемых автомобилей, а в последние два года (2013 и 2014) и вовсе занимает безоговорочное первое место. Людей привлекает относительно низкая цена (от 15000 до 20000 долларов в зависимости от комплектации), экономичность двигателя, а также пресловутое немецкое качество. Именно поэтому этих машинок в 2104 году было продано аж 2242, что на 213 больше, чем в 2013 году.
Второе место по популярности в ушедшем году занимает автомобиль белорусско-китайской марки «BelGee» - «Geely SC7». Это единственная модель, которая пока что выпускается на предприятии в Борисове. За 12 500 долларов покупатели получают автомобиль, имеющий 4-цилиндровый двигатель объёмом 1.8 литра. Мощность составляет 127 лошадиных сил. Автомобиль оснащён пятиступенчатой механической коробкой передач. При этом в базовую комплектацию входят электропривод наружных зеркал, кондиционер, обогрев заднего стекла и многое другое. Базовая комплектация неплоха для такой суммы. Пожалуй, это можно назвать одной из самых веских причин повышения спроса на автомобиль.
Возросли продажи и «KIA Rio». За 15 тысяч долларов вы можете получить компактный автомобиль с достаточно экономичным двигателем: расход топлива доходит до 6 литров на 100 км, что в условиях белорусской экономики довольно важный фактор.
Зато упали продажи «Renault Sandero Stepway» и«Renault Duster». Впрочем, сейчас, в период кризиса, немаловажным фактором в пользу этих автомобилей может выступить их цена – 10 и 13 тысяч долларов соответственно.
У какого соседа дешевле?
Сравним стоимость этих автомобилей в Беларуси, России и Европе, в частности, Польше. Разбежка в стоимости связана с разной стоимостью комплектаций автомобиля.
Автомобиль | Беларусь | Россия | Европа |
1. Volkswagen Polo Sedan | 15000-2000$ | 7500-10500$ | 13000 |
2. Geely SC7 | 12500$ | - | - |
3. KIA Rio | 15 000$ | 7100-9500$ | 14000-15000 |
4. Renault Sandero Stepway | 10000$ | 7500 - 8500 | 13000 |
5. Renault Duster | 13000$ | 9000 - 11000 | 13200 – 20300 |
Более наглядно это будет выглядеть вот так:
Исходя из таблицы и диаграммы, можно предположить, что выгоднее будет покупать автомобили в России. Но не стоит спешить и радоваться российским ценам. Практически все автодилеры сейчас работают только на заказ, и доставляют автомобили к марту-апрелю. Кроме того, даже если вы закажете авто, вы не сможете тут же за него рассчитаться. Продавцы устанавливают не фиксированные, а плавающие цены, что позволяет им избежать убытков в кризисных ситуациях.
Будут ли покупаться автомобили вообще?
Сегодня трудно быть уверенным в каких-либо прогнозах. Год назад приоритетным вариантом для автовладельцев Беларуси было пригнать машину из Европы. После падения курса российского рубля, которое началось ещё осенью 2014, автомобили из России стали пользоваться куда большей популярностью. Однако 19 декабря 2014 расставило всё на свои места, и сейчас на авторынке спрос значительно меньше предложения. Всё это приводит к тому, что цены начинают постепенно снижаться.
В то же время в Беларуси очень вероятен сценарий, который уже сейчас предсказывают в России на 2015 год. Согласно прогнозам группы экспертов, в которую входят Игорь Коровкин (директор Объединения автопроизводителей РФ), Владимир Моженков (президент РОАД) и Сергей Удалов (исп. директор «Автостат»), в 2015 году объём импорта автомобилей снизится на 30%. Ключевой причиной является падение российского рубля, которое ведёт к снижению покупательной способности населения. Кроме того, на сокращение импорта в России повлияет ещё и наличие собственного производства. В итоге, в грядущем году весь автомобильный рынок России составит полтора миллиона легковых автомобилей, что на 35% меньше, чем в 2014. Если цены на импортные автомобили будут расти, то местные автопроизводители смогут куда эффективнее сдерживать цены. Это приведёт в свою очередь к частичному вытеснению иномарок с российского рынка.
Все перечисленные реалии российского рынка, актуальны и для Беларуси. У нас присутствуют два основных компонента: наличие собственного производства легковых авто (речь, конечно о «Geely») и девальвация национальной валюты.
Кроме того, начало февраля 2015 года ознаменовалось поступлением в дилерские центры собранных в Беларуси автомобилей «Peugeot».
С учётом всех причин и проводя аналогии с Россией, можно предположить, что в 2015 году продажи автомобилей упадут порядка на 20-30%.
Автор: Роман ШЕВЦОВ