Питер Линч — уникальная фигура в мире финансовых рынков. Трейдер, аналитик, управляющий хедж-фондом Магелан. Уникальность этого знаменитого инвестора и популяризатора фондового рынка ещё и в том, что достигнув вершин карьеры, он сумел отойти от работы и посвятить время семье и хобби. «Заработанного мне достаточно, а жизнь состоит не только из взлётов и падений на бирже, но и из многих приятных вещей».
«Как компания FlyingTiger оплатила мне учебу в колледже»
Питер Линч родился в январе 1944 года в Ньютоне, штат Массачусетс. Послевоенное время диктовало свои правила, денег не хватало, поэтому Питер начал работать еще будучи ребенком. В 11 лет Питера взяли на работу в местный гольф-клуб BraeBurnCountry. Питер носил клюшки за игроками, среди которых было немало миллионеров и директоров компаний, и слушал, о чем они говорили. А говорили они о бирже и о том, акции каких компаний лучше купить. Разговоры об акциях на гольф-поле серьезно запали ему в душу, а графики растущих цен разбудили воображение.
Именно эта работа и определила, чем Питер станет заниматься в будущем. Со временем мальчик, прислушивавшийся к разговорам взрослых, станет одним из лучших финансистов мира.
После школы Линч решил изучать экономику и финансы в Бостонском колледже. Однако учиться ему оказалось попросту не на что. Ни стипендии, ни $700 долларов зарплаты в гольф-клубе не хватало на оплату учебы. И тогда Линч впервые решил сыграть на бирже. Он провел исследование рынка грузовых авиаперевозок и вложил в акции компании FlyingTiger все свои заработанные сбережения — тысячу долларов. Вскоре началась война во Вьетнаме. Фондовые индексы рухнули, однако акции FlyingTiger напротив — выросли в цене почти в 10 раз, потому что компания получила контракт на перевозку войсковых соединений и грузов. Когда акции выросли в цене в несколько раз, Линч начал их постепенно продавать и платить из вырученных денег за обучение.
Трейдер в FidelityInvestments
Через год после окончания колледжа, в 1966 году, Питер Линч был принят на работу в инвестиционную компанию FidelityInvestments. На три вакансии в компании претендовали 75 человек. Однако Питер, подавая свое резюме, напомнил, что в течение восьми лет носил клюшки для гольфа за человеком, который в то время был президентом Fidelity. Тот, что удивительно, его вспомнил, и юный выпускник был принят в компанию.
В Fidelity Линч работал с акциями целлюлозно-бумажных предприятий, компаний химической и издательской отраслей, и очень неплохо себя зарекомендовал. Поэтому, когда в 1969 году Линч вернулся из армии, после двух лет отсутствия, руководство Fidelity с радостью взяло его в штат. У молодого трейдера помимо прежних обязанностей добавились и новые: торговля акциями текстильной, горнодобывающей промышленности и металлами. Зарплату ему подняли с $16 тыс. до $17 тыс. в год, и, по словам Линча, это были весьма большие деньги.
Управляющий фондом «Магеллан»
Постепенно расширяя круг своих обязанностей, Линч стал одним из незаменимых людей в фонде. В 1974 году, в 30 лет, Линч стал директором по исследованиям в Fidelity, а еще через три года назначен управляющим фонда «Магеллан» (Magellan). В 1977 году под управлением Magellan находилось около $20 млн., однако его инвестиционный портфель состоял всего лишь из акций 45 компаний. К 1990 году стараниями Линча в портфеле насчитывалось уже 1200 компаний из самых разных секторов экономики.
«Если вы ищете среди десяти компаний, вы найдете всего одну стоящую, если среди двадцати — две, среди ста — десять. Наибольшую выгоду получает тот, кто переворачивает наибольшее количество камней и смотрит под ними».
Даже в сложные 1982–84 годы, несмотря на рецессию в экономике, 14%-ную инфляцию, 12%-ную безработицу и высокую базовую ставку Magellan показывал высокую прибыль. Впечатляющие результаты привлекли к фонду интерес прессы. А в результате пиара фонд привлек еще больше инвесторов. В апреле 1983 года объем средств под управлением Линча превысил $1 млрд., то есть превзошел объемы 1977 года более чем в 50 раз. В 1984 году Magellan стал крупнейшим хедж-фондом в стране, а через несколько лет вырос в объемах еще больше, сначала до $5 млрд., а потом и до $10 млрд.
На вершине успеха
Линч с гордостью рассказывает, что в середине 80-х фонд стал настолько известным, что о нем начали задавать вопросы в популярной телеигре «Jeopardy» (аналог телеигры «Своя игра»). Первый из услышанных им вопросов звучал примерно так: «Этот хедж-фонд был назван по имени известного мореплавателя». Как говорит сам Линч, для него стало откровением то, что все три игрока одновременно нажали на кнопки, зная ответ — и это при том, что бизнес-пресса вроде WallStreetJournal, Forbes, Fortune или NewYorkTimes в то время еще достаточно редко следила за ситуацией на рынке. Именно тогда он понял, насколько изменилось у людей отношение к инвестициям и насколько пристально публика следит за работой возглавляемой им компании.
Линч управлял Magellan тринадцать лет — с 1977 по 1990 год, и за это время объем средств под управлением фонда вырос более чем на 2700%.
Предчувствие кризиса
Единственным неудачным для фонда годом стал кризисный 1987-й. Причем октябрьский кризис выпал ровно на тот момент, когда Линч впервые за восемь лет взял небольшой отпуск и уехал с семьей в Ирландию. Отдохнуть ему не удалось, так как через два дня, в течение которых индексы падали с катастрофической скоростью, и Линчу пришлось вернуться. За эти два дня была потеряна треть капитала фонда.
Кризис 1987 года Линч объясняет коррекцией: за предыдущие четыре года индекс сначала вырос на 2000 пунктов, а при коррекции потерял тысячу пунктов за два месяца. «Это был уникальный период: рынок трясло, несмотря на то, что в самих компаниях все было хорошо». Для того чтобы успокоить инвесторов, Линч лично обзванивал крупнейшие компании, чьи акции были у него в портфеле.
Совершенно иная ситуация на рынке сложилась в 1990 году, когда в возрасте всего лишь 46 лет Линч решил уйти из Magellan. C одной стороны, он счел, что заработал для себя и компании достаточно, с другой – признает, что начал опасаться ситуации на рынке и не хотел потерять заработанную с большим трудом репутацию. Его уход многие коллеги восприняли с недоумением. Формально ничто не предвещало кризиса: индекс находился в районе 3000 пунктов, в экономике все было стабильно. Однако дальнейшее развитие событий показало, что Линч был прав. В августе 1990 года иракские войска начали вторжение в Кувейт, а в январе 1991 года американская армия при поддержке союзников начала операцию «Буря в пустыне». Вдобавок, в США в это время разразился финансовый кризис, а вслед за ним — рецессия.
Жизнь после работы
Уволившись из FidelityInvestments, Линч начал жить в свое удовольствие: писать книги, заниматься тремя детьми и благотворительностью, играть в любимый бейсбол. О компании Линч вспоминает с теплотой и говорит, что очень любил свою работу и считает, что работал в «лучшей компании в мире». Он объясняет это тем, что ему не только хорошо платили, но и тем, что он мог узнать все о любой компании, которая его интересовала. «У меня было много свободы и ответственности, но я не чувствовал давления. В современном мире больших денег такой подход – большая редкость, и особенно редко его можно встретить в хедж-фондах, где руководство старается получить прибыль любой ценой».
Следует особо отметить, что Питер Линч — один из редких управляющих, который не стремится заработать все деньги в мире и вообще отличается достаточной скромностью в быту. К примеру, все гонорары от написанных им трех книг он отдал на благотворительные цели. Он не тратит деньги на дорогие автомобили и антиквариат и неоднократно сетовал, что американцы сегодня живут «в долг», не по средствам, и разучились откладывать сбережения. А они, по его мнению, должны составлять порядка 20% ежемесячного заработка — примерно так, как это принято делать в Японии.
У Питера Линча, как у признанного авторитета, часто спрашивали: как предугадать и предупредить экономические кризисы и спады на рынках? Не пытайтесь это делать, учит он. Если вы вкладываете деньги в надежные перспективные проекты, вас не должен волновать никакой кризис. Если же вы спекулянт, то вас не должна интересовать ни экономическая ситуация в стране, ни политическая. Для вас главное — колебания рынка, неважно, в какую сторону.
Начинающим трейдерам и инвесторам рекомендуется к прочтению книги Питера Линча в соавторстве с Джоном Ротшильдом: «Метод Питера Линча», «Переиграть Уолл-Стрит», «Учимся зарабатывать».