Гуру сотен белорусских предпринимателей председатель президиума союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Владимир Карягин, поделился с Myfin.by своим мнением о состоянии диалога власти и бизнеса, рассказал, почему предпринимателям не всегда удается найти общий язык с местными банками и озвучил, как решить этот вопрос рыночными методами.
Когда же все виды бизнеса объединяются, тогда есть шанс, что они будут услышаны
Myfin.by:
- Владимир Николаевич, часто приходится слышать, что качество диалога государства и бизнеса не всегда находится на должном уровне. Все помнят ситуацию с вопросом создания института специмпортера. Эту идею бизнес сообществу удалось отбить, почему белорусские предприниматели не отстояли свои права при принятии указа о 90-дневной отсрочке НДС?
Владимир Карягин:
- Указ об отсрочке НДС белорусские бизнесмены просто пропустили мимо ушей, еще на этапе, когда можно было что-то изменить. Мы рассылали текст законопроекта некоторым импортерам, все промолчали.
- Импорт сам по себе не приходит. Как правило, предприниматель берет кредит в банке. Закупает тот или иной товар и теперь по новому законодательству, с импортером могут рассчитываться по НДС (который уплачивается по стране назначения) в течение трех месяцев. Таким образом, удлинилось плечо, которое раньше составляло 30 дней, а импорт становится дороже. Все это отразится на цене товаров, а значит, будет перенесено на затраты потребителя.
Myfin.by:
- Далеко не всегда пожелания и просьбы деловых кругов остаются услышанными властями. Как в целом построено взаимодействие бизнеса и чиновников? Есть ли какие-то проверенные методы «стать услышанным»?
Владимир Карягин:
- Иногда мы просто физически не успеваем отслеживать все законопроекты. К слову, свои интересы белорусскому бизнесу проще отстаивать в отраслевом масштабе. Это хорошо видно на примере лизинга. Когда этим вопросом заинтересовались представители разных сегментов нашего бизнеса, на выходе мы получили, пожалуй, одно из самых современных и грамотных законодательств в этой отрасли. Если за те или иные интересы сражается небольшая группа людей, чиновникам очень просто их «отфутболить» со словами: «Вы лоббируете свои интересы». Когда же все виды бизнеса – производители, перевозчики, те, кто занимается реализацией продукции – объединяются, и предлагают гармонизированную с государством схему продвижения экономических интересов тогда есть шанс, что они будут услышаны.
- На фоне создания Евразийского союза прорабатывается вопрос оценки законодательных актов на степень регуляторного воздействия. В этом контексте дается оценка коррупциогенности, оценка регулирующего воздействия – активизирует ли данный законодательный акт бизнес или будет притормаживать его развитие, как документ скажется на составе затрат, на конкурентоспособности того или иного товара. Все это можно просчитать – это же экономика! Это, к сожалению, не всегда делается.
Искусственное поддержание рынка стоит очень дорого
Myfin.by:
- Владимир Николаевич, не секрет, что в Беларуси власти уже не первый год строят «баррикады» для импорта. Как обстоит понимание этого вопроса в других государствах?
Владимир Карягин:
- Любая страна, пусть то Великобритания или Австрия, или Франция, пытается отрегулировать импорт, минимизировать его и, конечно, будет рада, если 20% продукции будет импортироваться в страну, а 80% будет идти на экспорт. Но западные страны добиваются этого экономическими, рыночными методами: стимулируют отечественного производителя, создают для малых и средних предприятий программы интернализации бизнеса, дают деньги на обучение начинающих предпринимателей, на зарубежные деловые миссии, на участие в международных выставках и ярмарках. Представители малого и среднего бизнеса не за свои деньги ездят туда, а те, кто хотят развиваться, получают десятки тысяч евро для участия, для присутствия на ярмарках в африканских странах, в странах Латинской Америки, на Американском континенте. Даже если посмотреть на выставки, организованные в нашей стране, вы увидите, что на них приезжают делегации из других государств, а не отдельные энтузиасты. Правительство вкладывает в это свои деньги, компенсирует часть затрат (пусть и не все 100%!) предпринимателям, которые ездят на рисковые рынки. Государства, которые выстраивают свою борьбу с импортом таким образом, добиваются успехов, а если все делать только с помощью запретительных методов, то это наихудший вариант. Искусственное поддержание рынка стоит очень дорого.
У госструктур не хватает воли… бумаги пылятся
Myfin.by:
- Для бизнеса на протяжении последних нескольких лет остро стоит вопрос доступа к финансовым ресурсам. Нацбанк еще год назад занимал жесткую позицию в этом вопросе: юрлицам практически перекрыли кислород к валютному кредитованию, после снизили банкам норму прироста активов, и самое главное стоимость ресурсов очень долго сохранялась на «заоблачном» уровне. Как ситуация складывается сегодня?
Владимир Карягин:
- Национальный банк сегодня уловил, что одним из компонентов роста цен на товары являются дорогие кредитные ресурсы. Мы в плане стоимости заемных средств проигрываем и Казахстану, и России. Для малого бизнеса сегодня ресурсы стоят очень дорого.
- К тому же до сих пор нет института гарантии – гарантийного фонда. Необходимо создавать коммерческую организацию – гарантийный фонд, что бы предприниматели могли расширить свои возможности в пользовании банковскими кредитами. Мы эту мысль сформулировали в Национальной платформе бизнеса Беларуси – 2014. Эту тему наконец-то поднял и Национальный банк. Примерно 10 лет назад Беларусь получила грант от одной международной организации на 100 000 долларов, были разработаны все нормативные документы для создания гарантийных фондов, наши чиновники ездили в другие страны для того, чтобы изучить, как это работает там, к нам также приезжали представители Финляндии, Венгрии, делились опытом. Прошло 10 лет! Ничего не создано, бумаги пылятся. Нормативная база есть, но у госструкту не хватает воли, чтобы создать тот самый гарантийный фонд, собрать пул организаций. Сейчас вернулись к этому вопросу на последнем расширенном заседании Правления Национального банка. Из уст заместителя председателя правления Национального банка Сергея Дубкова прозвучало, что коллеги намерены заняться данной проблемой. Мы эту идею горячо поддерживаем и готовы принять участие в ее реализации.
Myfin.by:
- Насколько значимым оказалось введение ограничений ставок по кредитам для бизнеса?
Владимир Карягин:
- Трудно сказать, насколько на практике оказалось значимым установление верхней границы ставок по кредитам для юрлиц. Мы говорили об этом еще в прошлом году и даже прописали в национальной платформе для бизнеса. На самом деле, дошло до абсурдного – ставки устанавливались на уровне 60-70% годовых, и предприниматели перестали брать кредиты. В каком виде бизнеса такая норма рентабельности, которая позволит кредитоваться под такие проценты?! Ни один проект не принесет такой прибыли, да и на спекулятивных сделках тоже столько не заработаешь. «Зарядить» банки деньгами много ума не надо: подняли ставки по депозитам и люди принесли свои деньги. Тем более помимо вкладов других возможностей и предложений по привлечению денежных средств населения на рынке практически нет. В итоге банки к ставке, по которой они привлекли депозиты, прибавляют еще свою маржу, и получается неподъемная стоимость кредитов.
- Национальный банк, вводя ограничение ставок, скорее всего отреагировал на общественное мнение, которое сложилось вокруг банков и конкретно банкиров. Люди стали просто проклинать банковскую систему страны, а бизнес начал обращаться к иностранным банкам.
Myfin.by:
- Неужели это так просто, обратиться за кредитом в банк-нерезидент? Трудно представить, что белорусов встречают там с распростертыми объятьями.
Владимир Карягин:
- Например, литовский RietumuBank предоставляет нашим предпринимателям кредиты под 7-9% годовых, но поскольку они в иностранной валюте на их получение требуется разрешение Национального банка. Иногда с этим тянут по несколько недель, нам приходится обращаться с ходатайством за членов нашего союза. Сегодня многие иностранные банки предлагают резидентам Беларуси обслуживаться у них.
- Что касается России и Казахстана, то для этого нет никаких преград. Можно открыть там филиал компании и пользоваться российской системой финансирования. Многие наши предприниматели пошли по пути создания дочерних структур или параллельных производств, чтобы кредитоваться под доступные проценты, иметь доступ к государственной поддержке, получать гранты под свою деятельность. То, что они зарегистрированы на территории Беларуси, не мешает им работать там, включаться в систему госзакупок и тендеров. Мы уже обсуждали этот момент в Национальном банке. Иностранные коллеги готовы окружать белорусских бизнесменов куда более выгодными условиями, чем местные банки. Там есть своя система рисков и неудобств: в созданном филиале нужно нанимать персонал, вести онлайн бухгалтерию. Но в итоге заимствовать у иностранных банков получается для предпринимателей дешевле. И это не способствует развитию отечественной банковской системы.
Конкуренция всем равнодушным и незаинтересованным
Myfin.by:
- То есть белорусские банки не всегда охотно протягивают руку помощи бизнесу? Есть ли какие-то варианты стимулировать их «героизм»?
Владимир Карягин:
- Мы уже поясняли в Национальном банке, что у нас все банки однотипные, «финикийского» типа, ориентированные на ростовщичество. У нас не работают исламские банки, у нас не развиты инвестиционные организации. Белинвестбанк тоже пока работает не как инвестиционное учреждение, недаром у него такая большая прибыль – он еще работает как финансовый спекулянт. В будущем его роль просматривается именно как инвестиционной организации, много интересных программ намечается.
Какое-то время еще во времена СССР у банкиров были самые низкие зарплаты, а потом у них появилось желание жить не по средствам, банковская система стала тратить массу денег на собственное обустройство, значительно меньше думая о своих клиентах. Банки редко протягиваю руку помощи начинающему предпринимателю. Только иногда можно встретить организованные ими курсы для бизнесменов, программы поддержки стартапов.
- Мы будем принимать в свои корпоративные структуры банки «исламского» типа, деятельность которых в Татарстане имела исключительно положительный результат. Они специализируются на беспроцентном кредитовании. Нужно стимулировать создание больше организаций инвестиционной направленности. Это составит конкуренцию всем равнодушным и незаинтересованным. Все что мы можем сделать – это создать конкурентную среду!
Автор: Юлия ЛОКОТКОВА