Зачем обращаться к новому институту медиации, если есть проверенные способы - суды, адвокаты, нотариусы?
Приведем пример. Супруги обращаются в суд в связи с разводом. Рассматривается иск по расторжению брака. У сторон возникает вопрос о разделе совместно нажитого имущества, месте жительства детей, взыскания алиментов, порядка пользования жилыми помещениями и так далее.
Как выйти из ситуации? «Очень просто! – скажет юрист. – Необходимо изменять предмет иска, а именно: указать, что вы хотите, чтобы суд оставил за вами». При этом, соответственно, изменяется в сторону увеличения размер госпошлины и прочие судебные расходы.
Посчитаем. Например, у супругов в браке родились сын 11 лет и дочь 9 лет, нажито совместное имущество – квартира, автомобиль, дача, счет в банке, мебель, бытовая техника...
В соответствии с Налоговым кодексом, за обращение в суд необходимо оплатить:
- с иском о разводе – госпошлину 4 или 8 базовых величин;
- определение места проживания детей – 3 базовые величины;
- раздел имущества - 5% от суммы иска (с условием, что один из супругов претендует на 50% – как правило, так как несовершеннолетние дети в разделе имущества супругов участия не принимают);
- определение алиментов – 5% от взыскиваемой суммы.
Скажем, стоимость квартиры – 50 000 долларов, автомобиля – 7 000, дачи – 15 000. Госпошлина составит 1 825 долларов (по курсу на сегодня это более 38 млн рублей).
Зарплата у супруга, предположим, средняя по стране - в январе это 6 587 000 рублей. Удержание на двоих детей – 33% от зарплаты - 2 173 710 рублей. Госпошлина – 108 700 рублей.
Итого, 840 000 + 630 000 + 38 000 000 + 108 700 = 39 578 700, или чуть меньше 2 000 долларов.
Кроме того, при рассмотрении спора, как правило, назначаются оценочные экспертизы. Супруги затрудняются оценить стоимость имущества, а суд не вправе. В среднем это обойдется в 4-5 млн рублей. Хотя могут назначить, например, строительную экспертизу, которая, как правило, стоит более 20 млн, и так далее.
Есть и практический вопрос. Например, мужу нужны автомобиль и дача, а жене – квартира. Суд определит доли по закону, а именно – 50 на 50. Можно, конечно, заключить мировое соглашение и выкупить у супруга долю имущества, но для этого нужны опять же деньги. И экспертиз, указанных выше, тогда не избежать.
Обратившись же к медиатору, стороны могут рассмотреть все эти споры и достигнуть по ним соглашения, уплатив лишь гонорар этому специалисту. Сумму оговаривают с ним при заключении договора.
Таким образом, делаем вывод: медиация более гибка. Она позволяет разрешить спор и по совести, и с меньшими финансовыми потерями.
Иван ХУРС, директор Гродненского филиала центра «Медиация и право»
Справка
Центр «Медиация и право» учрежден Белорусским республиканским Союзом юристов, зарегистрирован в Минске в феврале 2014 года. Работает в двух направлениях: подготовка специалистов в сфере медиации и ведении переговоров, и проведение процедуры медиации. За второе полугодие 2015 года прошли обучение и успешно сдали экзамен более 20 медиаторов, проведено более 100 медиаций (90% соглашений добровольно исполнены). В составе центра тридцать два практикующих медиатора тренеры Центра – опытные преподаватели, занимающиеся практической и научной работой в области психологии, права и экономики. Многие из них - кандидаты наук и проходили стажировку и обучение в Европе и США. Руководитель центра – доктор юридических наук, профессор Виктор Каменков. С 1 апреля 2016 стартует программа обучения медиаторов «Базовый курс» – первый этап обучения медиаторов. Желающие еще могут присоединиться.