
В соседней стране маркетплейсы, работающие в узком товарном сегменте, в последнее время демонстрируют заметную положительную динамику. По прогнозам, объем продаж на них должен почти удвоиться в ближайшие три года. Об этом говорится в совместном исследовании платформы Tinkoff eCommerce и аналитической компании Data Insight.
В исследовании разбираются результаты работы нишевых маркетплейсов, к которым относят онлайн-площадки, ориентированные на ограниченный круг покупателей и предлагающие товары из одной либо нескольких смежных категорий. Отмечается, что в России данный сегмент сейчас находится на начальной стадии развития.
Тем не менее, нишевые маркетплейсы за последние годы продемонстрировали на российском рынке заметный рост, начиная с периода пандемии: в 2022 году – на 41%, в 2023 году – на 27%. По прогнозам к 2026 году при сохранении текущих трендов развития рынка результаты должны улучшиться на 70%.
В России на сегодняшний день существует более 100 нишевых маркетплейсов. Около 22% их оборота в 2023 году дали продажи интернет-ритейлера одежды Lamoda. По 8% пришлось на маркетплейсы автозапчастей и на крупные категорийные площадки (Лэтуаль, М. Видео, Спортмастер, Эльдорадо и т.д.). Еще 3% – доходы от реализации товаров на фармацевтических маркетплейсах.
Быстрее всего в прошлом году росли маркетплейсы крупных категорийных игроков (+100%). Также хорошую динамику продемонстрировали Lamoda (+34%), нишевые площадки (+31%) и агрегаторы доставки (+26%).
В исследовании указано, что свыше 50% опрошенных покупателей готовы выбрать нишевый маркетплейс при поиске товаров для профессиональных целей, коллекционных вещей, а также предметов, требующих экспертности либо ориентированных на определенные потребности или физические особенности.
Более половины пользователей покупают на нишевых маркетплейсах бытовую технику и электронику, электроинструменты, а также ювелирные изделия – последняя категория оказалась самой противоречивой, так как более четверти всех респондентов оказались не готовы покупать онлайн предметы из драгоценных материалов.