Как только в Китае завершились государственные октябрьские праздники, стали заметны удручающие изменения на рынке автодоставки грузов в Беларусь из Китая. Грузовладельцам нужно готовиться в IV квартале увеличить расходы на 50-80% к стоимости фрахта, которая была на конец сентября. Для Myfin.by ситуацию комментируют руководитель отдела продаж логистической компании «Интер-фрейт» Дмитрий Самуськов и заместитель директора по региональному развитию STALOGISTIC Игорь Ковалев.
Ценовое ралли на маршруте Китай-Беларусь
Как объясняет Дмитрий Самуськов, этому есть несколько причин. Первая – у транспортных компаний практически закончились разрешения на перевозки по маршруту Казахстан-Россия. Из-за этого автомобили, следующие через Казахстан, вынуждены ехать ночью, решая вопросы с контрольными службами «нестандартно». При этом основной поток грузовиков перенаправился на Забайкальск, где в настоящее время границу пройти стало крайне сложно, образовались очереди, в которых взять талончик на проезд границы стало проблемой. С учетом осложнений, часть перевозчиков пытается увеличивать цены на грузы, которые уже в пути и на те, что находятся на границе.
— Транспортники запустили ценовое ралли по согласованию стоимости перевозки. Перевозчик один раз повышает стоимость услуг, потом отказывается ввести за «старые» деньги и следует второе повышение, и так далее и грузовладельцам непонятно, когда это закончится. Основная проблема сейчас на стороне перевозки через Россию. Собранная нами аналитика говорит, что стоимость автоперевозки из Китая в IV квартале может увеличиться на 50-80% к уровню конца сентября, — рассказывает Дмитрий Самуськов.
Перегретый участок и «сезонное подорожание»
По оценке заместителя директора по региональному развитию STALOGISTIC Игоря Ковалева, рынок логистики сейчас особенно перегрет на участке автодоставок Китай-Беларусь.
Видимая причина повышения ставок — это дефицит китайских разрешений на перевозки. Все больше машин подается в Китай, все больше желающих работать на этом направлении, которое забирает практически весь транспорт. Проблема разрешений в ближайшее время будет достаточно острой и перевозчики ждут ее решения на государственном уровне.
— Мы, как экспедиторы, используем разные машины: и российские, и казахские, и киргизские, соответственно, у нас много вариантов. Но мы видим, что проблема с разрешениями сохраняется и у российских, и у белорусских перевозчиков.
Менеджер добавляет, что приближение зимы в Казахстане означает сложности на дорогах, и закрытие одного из основных китайско-казахских погранпереходов — Алашанькоу/Достык. Это значит, что из трех, которые активно используются, останутся только два, с меньшей пропускной способностью. Это повлияет на стоимость автодоставки из Казахстана и Китая.
— Но сказать, что это будет рост 50-80%, не берусь, скорее нет. Я исхожу из того, что стоит ждать «сезонного подорожания» на 20-30%. — говорит Ковалев. — Более высоких тарифов можно ждать, если произойдет что-то достаточно жесткое, что увеличит дефицит транспорта на этом направлении, либо будут серьезные заторы и закрытие погранпереходов из-за погодных условий. Такие факторы могут вести к существенному росту цен на доставку. Но пока об этом рано заявлять.
Что с этим можно сделать
В такой ситуации Дмитрий Самуськов из «Интер-фрейт» рекомендует выбирать прямую доставку по железной дороге из Китая. Во-первых, после праздников нормализовалась ситуация с выходами поездов, и груз можно довести за 45-60 дней. Это сопоставимо с доставкой грузовиками.
Второе, что нужно учитывать — перевозки «входят в зиму». Климат в Казахстане в это время становится жестким: морозы и бураны делают любую доставку более рискованной. На многие сотни километров пути может быть единственный населенный пункт, а инфраструктура дорожная развита слабо. Все риски, с этим связанные, перевозчики закладывают в тарифы. В итоге доставка по железной дороге становится более привлекательной по цене. А стоимость фрахта в автоперевозках, похоже, будет расти еще долго, предупреждает эксперт.