Отказ от аналитических cookie-файлов
Отключение аналитических cookie-файлов не позволит определять предпочтения пользователей Сайта, в том числе наиболее и наименее популярные страницы и принимать меры по совершенствованию работы Сайта исходя из предпочтений пользователей.
Отказаться
Принять
Отказ от рекламных cookie-файлов
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию работы Сайта, исходя из предпочтений пользователя, а также осуществлять подбор рекламы, иных рекламных материалов по наиболее актуальному, подходящему назначению для каждого конкретного пользователя.
Отказаться
Принять
Вы уверены?
Отключение аналитических cookie-файлы не позволит сделать сайт более комфортным для вас
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию отображения рекламы
Согласен
Не согласен

Как китайский электрокар за $60 тыс. пережил белорусскую зиму: опыт владельца авто

Как китайский электрокар за $60 тыс. пережил белорусскую зиму: опыт владельца авто
Фото: Myfin.by
Фото: Myfin.by

Популярность электромобилей быстро растет не только в мировом масштабе, но и в Беларуси. Однако у многих возникает вопрос, как себя чувствует технологически продвинутый автомобиль в наших климатических условиях. Пообщались с владельцем китайского электрокара BYD Han EV, чтобы узнать обо всех подводных камнях автомобиля на электричестве.

Продажи электромобилей в технологически развитых странах в 2022 году выросли едва ли не вдвое. Причин тому немало. Это и субсидирование их покупки, и ужесточение экологических требований, и разнообразные пакеты преференций для тех автовладельцев, которые привычной машине с двигателем внутреннего сгорания предпочли электрокар. Даже в Беларуси у физических лиц при покупке «электрички» таможенные платежи равны нулю и никакого НДС.

И это как минимум повод призадуматься, а не пора ли и нам начинать активно пересаживаться на электромобили. Впрочем, вопросов в данной теме куда больше, чем ответов, и, чтобы «погрузиться» в реальный быт владельцев электрокаров, мы попросили одного из них рассказать, насколько он доволен своим выбором и с какими вопросами приходится сталкиваться в повседневной эксплуатации популярного электромобиля из Китая.

Почему не Tesla, а BYD?

Не задать этот вопрос мы просто не могли. Ведь в Беларуси именно Tesla – одна из самых популярных «электричек», способных ездить не только от розетки до розетки, а и на более значительные расстояния. Tesla везут «битками» из США, подержанными и новыми авто из Европы. Ее уже не боятся на сервисах, рискнувших заняться электромобилями. Да что сервисы. В Беларуси даже авторазборки, специализирующиеся исключительно на Tesla, – уже давно не редкость.

А тут – «китаец», и не какой-нибудь среднестатистический, из разряда подешевле, а один из самых популярных в Поднебесной, да еще в последнем рестайлинге, с широким списком дополнительных опций, который владелец приобрел в компании SGP.

Собеседника мой вопрос явно «зацепил» не на шутку. Оказалось, что электромобили Tesla у него даже в качестве претендентов не значились. Среди аргументов прозвучали: качество отделки салона, зазоры между кузовными элементами, немалая стоимость Tesla, когда речь идет о новом, неаварийном автомобиле, и, что удивило, силовая аккумуляторная батарея.

Детально изучив рестайлинговый BYD Han по первым трем пунктам, можем констатировать: согласны с ним на 100%. И в части внешности, и в вопросах интерьера, и по части предлагаемого функционала американский электрокар для этого BYD – не соперник.

Однако корить нынешние Tesla за батарею – это уже перебор. То, какие она обеспечивает пробеги, заслуживает уважения. Особенно с учетом того, что именно Tesla декларирует своим потенциальным покупателям наиболее честные данные о запасе хода на одной зарядке (цикл ЕРА), чего не скажешь о продукции китайских производителей, использующих циклы NEDC.

– BYD Han был приобретен в конце прошлого года, в том числе и из-за литий-железо-фосфатной аккумуляторной батареи. Она намного стабильнее обычной литий-ионной в части нагрева и не загорается при повреждении, – парирует на мои доводы владелец BYD.

Что до циклов, по которым оценивается запас хода электрокаров, то на них можно опираться так же, как на заводские данные о расходе топлива машинами с ДВС.В реальной жизни все зависит от того, кто находится за рулем и какая у него манера езды.

О роли «прокладки» между рулем и сиденьем

– Я на этой машине уже ездил из Минска в Брест и обратно. При задекларированном пробеге в 610 км по NEDC, полной зарядки на прогретой машине хватило на 570 км. Да, когда на обратном пути оставалось 2% заряда батареи, я уже морально был готов к эвакуатору, но удалось дотянуть до АЗС «Беларуснефть» под Барановичами, где машина относительно быстро подзарядилась на «Маланке». В итоге до Минска мы с партнером добрались без каких-либо приключений.

Вообще тем, кто воплотил проект по зарядным станциям «Маланка», нужно отдать должное. У меня это не первый электромобиль, и я знаю, о чем говорю. Проблемы с зарядками могут быть только на загородных дорогах в малонаселенных пунктах. В городах же – вопросов почти не возникает.

В части экономичности электромобили – полная противоположность обычным машинам. В городе они экономичны, а на трассе расход энергии выше. Рекомендуемая крейсерская скорость любого современного электромобиля составляет 90-110 км/ч, как собственно и у машин с ДВС.

Если нужно проехать значительное расстояние, в BYD Han я выбираю режим Eco для моторов (машина полноприводная, и их два. – Прим. автора) и режим Large для рекуперации энергии при торможении. В итоге только на замедлениях можно вернуть до 50 кВт/ч.

Если необходимости в экономии заряда нет, ставлю Sport для моторов и Normal для рекуперации. В таком варианте вернуть можно до 15 кВт/ч, но динамикой машины наслаждаешься на все 100%. По паспорту полноприводный BYD Han с суммарной мощностью в 517 л.с. до 100 км/ч разгоняется за 3,9 сек. Понятно, что в повседневной эксплуатации на бизнес-седане никто так не ездит. Однако если нужно где-то резко ускориться, машина не разочаровывает.

А еще в ней масса устройств, отвечающих за активную безопасность. Здесь и адаптивный круиз-контроль, и система удержания автомобиля в полосе движения, и предотвращение столкновения с препятствием, и контроль за «слепыми» зонами и дорожными знаками, и проекция на лобовое стекло, и камера 360 градусов.

Все это BYD Han делает идеально. Более того, при резком торможении машина не только интенсивно замедляется, а преднатягивает ремни безопасности и слегка отодвигает от водителя рулевую колонку.

Что почем и где здесь экономия?

– Когда приобретаешь новый электрокар за десятки тысяч долларов, вопрос экономии на «зарядках» остро не стоит. Скорее это желание попробовать нечто новое, неизведанное, отличное от привычных машин с ДВС.

Я живу за городом в частном доме. Поэтому вполне логично, что 80% зарядок машины осуществляется ночью, когда тариф на электроэнергию самый гуманный. Дома ВYD я заряжаю от обычной сети с напряжением 380 В, которая выдает до 7 кВт/ч. Ночи вполне хватает, чтобы утром батарея BYD Han была заряжена до 100%. На «Маланки» лично у меня приходится около 20% зарядок. И это, как правило, быстрые зарядки в дальних поездках.

Цена 500 км пробега при зарядке на «Маланках» у меня немногим более 34 рублей. Те же 500 км при зарядке от домашней сети обходятся около 15 рублей. А если установить отдельный счетчик потребления электроэнергии, выведенный на зарядную станцию электромобиля, и получить согласование спецтарифа в местных электросетях, то 500 км обойдутся около 4 рублей (всего 5 копеек за 1 кВт). От 30 до 80% емкости силовой литий-железо-фосфатной (LFP) батареи заряжается на быстрой зарядке за 45 минут. На почти полные 85 кВт там же уходит 1 час 30 минут.

Продолжая разговор о том, как и где можно заряжать китайский электрокар, стоит несколько слов сказать о необходимости переходников. Пока без них никак. Даже дома при медленной зарядке нужен примитивный переходник с американско-китайской вилки на европейскую. Он стоит недорого.

А вот когда речь заходит об адаптере с CHADeMO, предлагаемом на «Маланках» на разъем GB/T, используемый для быстрой зарядки в машинах с китайского рынка, стоимость вопроса совсем иная. На рынке такой адаптер предлагается за 1100-1500 у.е.

Еще один вариант – это сразу переделать разъем GB/T на СHADeMO на самом автомобиле. Стоимость схожая, но есть информация, что на «Маланках» появятся кабели с GB/T, тогда вопрос переходников для электрокаров из Китая в Беларуси снимется автоматически.

Может ли электричка быть единственной машиной в семье уже сегодня?

– Лукавить не буду, в моей семье электрокар – не единственный автомобиль. Есть и машина с обычным ДВС. Однако мои знакомые, которые не только обходятся в быту одним электромобилем, а еще и живут в многоэтажных городских домах, уже более года эксплуатирует свои «электрички» и не испытывают трудностей по зарядным станциям. Нынешние тарифы их устраивают, т.к. уже на 10 тыс. км пробега экономия выходит весьма значительной. Добавьте к этому, что обслуживать современный новый электрокар куда дешевле, чем машину с ДВС, и становится понятно, что не так все страшно, как кажется. Поэтому на ваш вопрос я отвечу утвердительно: может.

Если все так оптимистично, почему же нет очередей?

– Сегодня рынок автомобилей очень сильно лихорадит и цены на авто, в первую очередь с ДВС, значительно подросли. Люди не готовы к таким резким переменам цен и не готовы переплачивать в 2 раза за автомобиль, который не стоит этих денег. Ввиду этого потенциальные покупатели стали шире смотреть на предложения рынка, и в их поле зрения попали электрокары, которые, в свою очередь, не подверглись таким резким скачкам в цене. Однако здесь вступает в силу фактор «страха новизны».

Электромобили растут в продажах, но еще не столь популярны, как автомобили с ДВС. О развитой инфраструктуре зарядных станций в нашей стране тоже известно далеко не всем. Также у людей нет понимания значительных преимуществ владения электрокаром в сравнении с автомобилями, оборудованными двигателями внутреннего сгорания, и в части обслуживания авто, и в части стоимости заряда батареи.

Конечно, если речь не идет об аварийных авто под восстановление и машинах с пробегом, ценник на более-менее достойные экземпляры стартует с 23 тыс. у.е. в эквиваленте. И это будут электромобили с реальным запасом хода в 250-300 км на одной зарядке даже в летнее время. Если же рассматривать электрокары с реальным запасом хода в 350-400 км на одной зарядке, то цена здесь будет начинаться от 30 000 у.е.

Выбирая же варианты из премиум-сегмента электрокаров, с реальным запасом хода в 550-600 км на одной зарядке, нужно готовиться к ценам от 48 000 у.е.

Цена того же BYD Han в Беларуси с нулевой пошлиной начинается от 52 000 у.е., а конкретно данный экземпляр (топовая версия, на полном приводе и с обширным списком дополнительных опций) обойдется около 59 500 у.е.

Средний расход энергии при моей интенсивности вождения составляет 21,8 кВт/ч, но я живу за городом и езжу в режимах рекуперации Standart (минимальная) и настройки моторов Normal (среднее значение). Лично мне так комфортнее. При езде же в городских условиях в режимах рекуперации Larger (максимальная) и настройки моторов Eco (экономичный разгон) – средний расход энергии составляет 13-15 кВт/ч. Эти цифры мы наблюдали на приборной панели при старте нашего тест-драйва.

А что же с наличием зарядок?

С наличием все в порядке, а вот с работой – возникают нюансы. На ул. Наполеона Орды, дважды подключившись к разным колонкам ЭЗС через адаптер CHADeMO – GB/T, подзарядить машину так и не удалось. Возможно, сказались погодные условия (шел дождь) либо вопросы с адаптером (их надежность оставляет желать лучшего). Обе колонки начинали зарядку и тут же ее заканчивали.

Смена локации к «Маланке» на ул. Тимирязева дала положительные результаты. Автомобиль начал заряжаться через тот же адаптер без каких-либо проблем. Возможно, проблема кроется в синхронизации конкретного адаптера с производителем конкретной зарядной станции (у этих зарядных станций, насколько известно, 3 разных производителя, и они отличаются между собой по принципам работы). Отсюда напрашивается вывод о том, что лучше адаптировать сам порт в электромобиле. Также на момент публикации статьи стало известно, что в Беларуси активно появляются зарядные станции с GB/T портами и вскоре в принципе не придется связываться с адаптерами или заменой портов в электромобиле.

Посему, даже проживая в многоэтажной застройке, приобретение качественного электромобиля не является чем-то непонятным. Выгода в стоимости езды на электромобиле по отношению к аналогичному по классу авто с ДВС очевидна. Стоимость заряда электромобиля по отношению к заправке топливом авто с ДВС выгоднее в 3 раза (в некоторых случаях достигает 4 раз), стоимость обслуживания сокращается в 4 раза (например, первое ТО на электрокары BYD проходит на 60 000 км пробега, в отличие от ТО авто на ДВС каждые 15 000 км, а рекомендация к осмотру тормозных колодок – на 100 000 км), под капотом у электрокара как минимум на 2 000 деталей меньше, чем в ДВС. Если же у вас частный дом, выгода в стоимости зарядки «лежит на поверхности» и еще больше увеличивает экономию.

Что стоит сделать перед покупкой электрокара?

Конечно, прежде чем отдать кровно заработанные за модный электрокар, стоит тщательно изучить, какой из них подходит именно вам и что вы хотите от него получить: наибольший запас хода, динамический разгон, полный привод или все сразу?

Не лишним также будет изучить мнение профессионалов и отзывы реальных владельцев об электрокаре, который вы планируете приобрести. С таким подходом обманутых ожиданий наверняка будет меньше.

Фото: Юрий Лихута
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все