Количество заказов на российском рынке eCommerce за прошлый год выросло почти вдвое, причем около 11% от общего объема пришлись на продуктовый сегмент, который все больше расширяется на маркетплейсах.
По данным исследования российского консалтингового агентства Data Insight, в 2023 году объем продаж на российском рынке eCommerce вырос на 41% до 8,2 трлн российский рублей (около $88 млрд).
При этом количество заказов увеличилось на 81% до 5,14 млрд, из них 562 млн пришлись на сегмент eGrocery, включающий товары повседневного спроса, такие как продукты питания и предметы домашнего обихода.
Сегмент eGrocery стал вторым по приросту в российской онлайн-торговле: в декабре 2023 года количество заказов здесь стало больше на 47,5% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года – лучше только совокупные результаты таких крупных площадок, как Wildberries и Ozon (+80%).
В период ограничений, связанных с пандемией, сегмент eGrocery продемонстрировал бурный рост. Несмотря на его замедление в последующие годы объем продаж и количество заказов продолжают неуклонно увеличиваться.
На двух крупнейших макретплейсах Wildberries и Ozon доля продавцов, предлагающих товары из категории FMCG (fast-moving consumer goods – товары повседневного спроса), от общего количества селлеров составляет 10% и 14% соответственно. При этом свыше половины предлагаемой ими продукции – это товары для животных. В сегменте продуктов питания чаще всего продавцы предлагают закуски и кондитерские изделия, бакалею, приправы и растительное масло, а также чай, кофе и какао.
Потребительское поведение
При этом проведенный еще в январе прошлого года опрос покупателей выявил, что чаще всего продукты на маркетплейсах приобретают люди в возрастной группе от 45 до 54 лет (40%), хотя другие площадки популярнее у людей в возрасте от 35 до 44 лет (35%).
Среди клиентов маркетплейсов чуть меньше женщин, хотя они все равно составляют большинство на всех видах площадок. В то же время покупки совершаются чаще всего на двух онлайн-площадках.
Среди магазинов, на сайте или в приложении которых заказывают продукты, лидируют те, у которых есть традиционные офлайн-точки продаж.
Маркетплейсы для покупки продуктов выбирают чаще всего из-за большого выбора (66%) и привлекательных цен (31%). Также влияние оказывают положительный опыт покупки, удобство использования сайта и приложения, а также стоимость доставки.
В большинстве свое покупатели не настроены приобретать на маркетплейсах свежие мясо или рыбу, замороженные продукты, алкоголь, овощи и фрукты, а также мясные полуфабрикаты и хлеб.
В то же время наименьшие проблемы вызывает покупка на онлайн-площадках чипсов, бакалеи, растительного масла, сладостей, консервов, чая и кофе, а также различных безалкогольных напитков.