В отличие от продаж новых легковых автомобилей рынок легкого коммерческого транспорта с марта текущего года хоть и падал, но делал это куда менее интенсивно. Тем не менее и в этом сегменте без перемен не обошлось.
По понятным причинам уже в марте 2022 года перестали продаваться новые полноприводный пикап Mitsubishi L200, Mercedes-Benz Spinter и Mercedes Benz Vito.
В апреле этот список дополнила Toyota Hilux, в июне – Opel Combo, Citroen Spacetourer, шасси на базе Ford Transit и Ford Transit Passenger. В июле к ним присоединились Volkswagen Caddy Maxi, грузовые фургоны Ford Transit, Citroen Jumpy и Opel Zafira Life, в августе – Citroen Jumper, Peugeot Traveller и Expert.
В итоге к концу года из популярных некогда на белорусском рынке коммерческих фургонов, микроавтобусов и легких грузовиков доступными к покупке новыми остались лишь автомобили ГАЗ, УАЗ, Renault Master и Volkswagen Сrafter.
Единственным же значимым пополнением на рынке коммерческих авто стали турбодизельные пикапы JAC T6, предлагаемые теперь сразу несколькими официальными дилерами по цене 93 100 белорусских рублей. Станут ли они достойной заменой Mitsubishi L200 или Toyota Hilux, покажет время.
То, что на рынке появился новый экономичный полноприводный пикап, поставляемый по официальным каналам, уже само по себе очень неплохо. Товар этот хотя и нишевый, но востребованный. Опять же, у УАЗа подобного экономичного в плане расхода топлива пикапа попросту нет.
Российское доминирование
Догадаться, кто нынче в лидерах продаж легких коммерческих автомобилей, совсем несложно. Это, как и прежде, продукция из Нижнего Новгорода, самый продаваемый вариант которой – шасси Gazel Next c экономичным и тяговитым турбодизелем.
Второе место по продажам у уазовской «буханки», главный аргумент которой – цена.
Третье место опять у Gazel Next, но с кузовом фургон. От второго места УАЗа ее отделяет всего 1 проданный автомобиль. Ну а далее, вплоть до 6-го места, по количеству проданных авто снова следуют Gazel и Gazel Next с различными типами кузовов.
По итогам 11 месяцев продаж рыночная доля GAZ на рынке легких коммерческих автомобилей уже превысила 53%. Если же к ним добавить машины с грузоподъемностью 5 т, то это еще около 10% рынка легких и среднетоннажных коммерческих авто по версии БАА.
По словам руководителя службы маркетинга УКX ОАО «БелГАЗавтосервис» Андрея Провоторова, секрет подобных продаж не только в доступности и наличии новых автомобилей у 12 белорусских дилеров, а и в большом разнообразии вариантов внешнего финансирования продаж автомобилей GAZ: кредит, лизинг с нулевым авансом и даже так называемая подписка, подразумевающая долговременную аренду коммерческого автомобиля.
Принято считать, что последняя является отличной возможностью для новых стартапов. Без кредитной истории новичкам, едва зарегистрировавшим свое предприятие, на лизинг или кредитование рассчитывать очень сложно. По «подписке» же они легко получают в свое распоряжение новый гарантийный коммерческий автомобиль.
Касаемо цен, на которые могут в конце года рассчитывать покупатели легких коммерческих автомобилей, ситуация неоднозначная, если не сказать забавная.
В 99% случаев белорусские дилеры готовы озвучивать стоимость своего товара лишь по запросу. Приятное исключение из этого странного правила – дилерская сеть Renault, на сайте которой есть не только цены (от 135 000 рублей), но и информация о наличии того же Renault Master.
Цены грузовых фургонов Gazel Next c цельнометаллическим грузовым отсеком в настоящий момент начинаются с 89 660 рублей за машину с экономичным турбодизелем под капотом. Действовать предложение, в которое уже включена 10%-ная скидка, приуроченная к 30-летию «БелГАЗавтосервиса», будет вплоть до 31 декабря текущего года. И автомобили по такой цене не под заказ, а в наличии у дилеров.
Самым же доступным предложением на рынке традиционно остаются фургоны УАЗ СГР (старый грузовой ряд), в народе именуемые «буханками». Они тоже есть в наличии у столичного дилера УАЗ по ценам от 54 900 рублей за грузовую версию фургона. Куда более современный УАЗ Профи с однорядной кабиной обойдется покупателю уже в 65 520 рублей. А еще в продаже у белорусских дилеров есть УАЗ Пикап за 73 680 рублей. Все упомянутые машины есть в наличии, но предлагаются только с бензиновыми силовыми агрегатами.
Коммерческая линейка от Volkswagen подобным разнообразием предложений автомобилей в наличии похвастать не может. У дилеров на продажу есть только небольшая партия Volkswagen Crafter, львиная доля которой уже нашла своих клиентов среди покупателей, разместивших предварительные заказы. Ориентировочные цены на хорошо оснащенные Crafter, которые еще ждут своих владельцев, находятся в диапазоне 135 000–150 000 рублей.
Более компактных Volkswagen Transporter T6.1 в наличии нет, как нет и конкретики по их дальнейшим поставкам в РБ. Самый оптимистичный прогноз – первая половина 2023 года, но чтобы рассчитывать на такой автомобиль, к дилеру стоит постучаться уже сейчас.
Что с б/у автомобилями?
Как видно из сказанного выше, предложений из числа новых коммерческих авто на рынке, прямо скажем, негусто. Однако есть еще вторичный рынок коммерческого транспорта, на котором тоже можно найти весьма интересные предложения.
Если вести речь об относительно новых авто, в возрасте до трех лет, то имеющиеся на вторичном рынке предложения условно можно разделить на две группы: автомобили в наличии в РБ и машины под заказ.
В обоих случаях ассортимент коммерческих иномарок с пробегом куда шире, чем у новых авто. В продаже есть и Mercedes-Benz Sprinter, и Ford Transit, и даже чисто электрический Volkswagen T6 ABT Electric. Однако цены машин в наличии с небольшими заявленными пробегами (20–50 тыс. км) ничуть не ниже, а порой и выше, чем на новые авто у официальных дилеров. Диапазон цен на коммерческие фургоны с экономичными турбодизелями здесь 135 000–190 000 рублей. Есть экземпляры и с ценами свыше 200 000 рублей.
Если желаете что-то подешевле, будьте готовы к тому, что пробег коммерческого авто будет исчисляться не десятками, а сотнями тысяч километров, со всеми вытекающими отсюда последствиями.